Новый взгляд на Шекспира. Когда второстепенные герои становятся главными

Весь сюжет строится вокруг двух друзей Гамлета. © / Красноярский драматический театр имени Пушкина

В новом сезоне Красноярский драматический театр им. Пушкина поставил известную абсурдистскую пьесу английского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Нестандартный взгляд на известную шекспировскую драму «Гамлет» привлёк зрителя и заставил красноярскую публику поразмышлять. На премьере побывал и корреспондент «АиФ-Красноярск».

   
   
Олегу Рыбкину удалось показать пьесу под другим углом. Фото: Красноярский драматический театр имени Пушкина

Главные герои Гамлет и Офелия появляются в пьесе редко, весь сюжет строится вокруг двух друзей Гамлета - Розенкранца и Гильденстерна, которые у Шекспира неприметны. Здесь они единственные кажутся здравомыслящими, когда все другие безумны. В красноярской постановке в отличие от шекспировской, где они безликие и ничем не отличаются друг от друга, и от стоппардовской, где их личности не развиваются, Розенкранц и Гильденстерн всеми силами пытаются понять, где они сделали ошибку, что приводит их в этот круговорот неприятных событий. Но в то же время продолжают совершать одну ошибку за другой, пока последняя не становится для них фатальной.

Розенкранц и Гильденстерн всеми силами пытаются понять, где они сделали ошибку.Фото: Красноярский драматический театр имени Пушкина

Но фишка этого спектакля не в перевёрнутом сюжете и не в новом взгляде на привычных героев, хотя и это, без сомнения, заставляет задуматься, но их открыл ещё Стоппард в 1966 году. Главному режиссёру театра Олегу Рыбкину удалось показать пьесу под другим углом. Здесь зритель становится частью спектакля - одновременно и участником действия, и наблюдателем. Режиссёр постоянно ставит его на место героев: а действительно ли судьба предопределена или можно что-то изменить? Посмотреть на всё под другим углом помогает постоянная перемена мест зрителей. Сначала публика смотрит на актёров со сцены в зал, во втором действии зрителей, как и положено, усаживают в кресла. А финал досматривается на сцене, но уже вместе с актёрами. Для героев Шекспира всё уже определено несколько веков назад. А у зрителя есть шанс начать думать и принимать правильные решения, даже если весь мир вокруг безумен.

Эта пьеса не о том, что было когда-то, она о том, что происходит сейчас, здесь, в твоей жизни и в твоей голове. Пьеса без привязки ко времени и истории, но без знания сюжета «Гамлета» воспринимается с трудом.

Смотрите также: