Олег РЫБКИН родился 18 октября 1962 года. Окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), мастерскую Петра Наумовича Фоменко, в 1993 г. Работал в театрах Москвы, Омска, Томска, Самары, Уфы, Софии, Новосибирска. С осени 2006 г. - режиссёр Красноярского театра им. А. С. Пушкина и с 2008 г. - художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК). Пятикратный номинант на национальную театральную премию «Золотая маска».
Режиссура - это игра
- Олег Алексеевич, сейчас говорят, что ты состоялся в жизни, если у тебя страница не «Вконтакте» или в «Фейсбуке», а в Википедии. Страница о вас в Википедии вот-вот появится. Значит, жизнь удалась?
- Смотрел как-то интервью с Владимиром Войновичем, которому уже 80. Он произнёс замечательную фразу: «Сделал меньше, чем мог, но больше, чем ожидал». Такие вещи трудно формулировать, жизнь-то продолжается. Проще говорить о ближайших планах. Сейчас мы живём желанием открыть театр. Ждём весеннего фестиваля «Драма. Новый Код» (ДНК). Решать нужно, как мне кажется, вещи конкретные. Не думать о том, что через пять лет я поставлю «Гамлета», а жить этими «пять лет»…
- Можете вспомнить, когда вас театр впервые удивил?
- Давно это было. В маленьком крымском городе Керчь смотрел сказку. На сцене засветился зелёный пень. Это было моё первое посещение театра, и пень показался мне волшебным. Потом мы с товарищами поняли, в чём секрет, и смеялись над ним долго.
- Когда решили стать режиссёром?
- Честно говоря, сам момент не помню. Своё первое образование - тоже театральное - я получил в Краснодаре. Мне нравилось что-то создавать. А режиссура, театр, если вспомнить книгу Питера Брука, - это игра. Затея, которая объединяет людей. Мне хотелось этим заниматься. Профессии другого рода я себе и не представлял.
Слово Мастера
- Потом вы поступили в ГИТИС…
- Сначала сходил в армию - отдал долг Родине. С радостью и чувством причастности всегда 23 февраля отмечаю. Почти профессиональный праздник. Армия позволила структурировать мысли, добавила чувство ответственности - я был командиром взвода.
- А перед тем как стать командиром взвода артистов, вы учились в ГИТИСе под руководством выдающегося театрального мастера Петра Фоменко, которого не стало минувшим летом. О его творческих методах ходят легенды. Какие секреты режиссёрского мастерства взяли от мастера?
- Прежде всего, видимо, отношение к театру как к чуду. Нужно было видеть глаза Петра Наумовича, когда что-то происходило на сцене! Они как будто светом загорались. Зато когда, наоборот, брови опускались вниз, тебе становилось стыдно за то, что доставляешь человеку такие страдания.
- А в какие моменты у Петра Наумовича брови опускались?
- Когда он видел неправду, легкомыслие в отношении к материалу.
Заполнить пустоту
- Чем обусловлен выбор драматургического материала, когда готовите очередную постановку?
- Всегда по-разному, но и каждый раз одинаково - спектакль начинается с договора с артистами. Самый важный момент. Нужно договариваться на берегу. Потому что потом сложно бывает что-то менять. Пётр Наумович однажды сказал, что режиссёр должен быть в какой-то степени не готов к постановке. В том смысле, что надо быть готовым к открытиям. Это касается и выбора материала, и рабочего процесса. Каждый раз это некое путешествие в неведомую ситуацию. В этом и заключается желание открыть собственную театральность. Тогда волшебство может произойти. Я с недоверием отношусь, когда режиссёр заранее всё знает о спектакле. Хотя, наверное, у каждого режиссёра с годами вырабатывается индивидуальный стиль. Когда говорят: «А, ну это спектакль Рыбкина». Это вопрос интонации. «А этот - Романа Григорьевича Виктюка». «А это - Камы Гинкаса». Я таких больших мастеров назвал, что даже как-то стыдно.
- Театр - это площадка для диалога со зрителями. Что Красноярский театр имени Александра Пушкина, возглавляемый Олегом Рыбкиным, должен неизменно транслировать со сцены?
- Он не может транслировать скуку, точно. Всё остальное может. Даже вещи провокационные. Есть спектакли с переизбытком жестокости, агрессии. Важно понимать, для чего это делать. Предполагается, ради того, чтобы изжить жестокость в мире. Её ведь достаточно много. Опять же, в разных ситуациях - по-разному. Скажем, в немецком театре жестокость иногда смакуют. Может быть, обеспеченному спокойному обществу это необходимо. У нас жизнь другая, поэтому и театр другой. Вдумчивый, с потребностью давать тепло.
- В связи с ремонтом в собственном здании театр сейчас играет на разных площадках города, насколько это осложняет жизнь труппы?
- Попробуйте представить, что может чувствовать человек, которого попросили во время ремонта жить в гостях у восьми друзей. Но мы понимаем неизбежность этой ситуации и благодарны нашим коллегам, которые предоставляют нам площадки для спектаклей.
- Какие прогнозы - когда закончится ремонт вашего здания?
- Губернатор дал обещание, что это произойдёт к концу 2013 года. Наша задача - сохранить театр до этого времени. Это очень непростая задача, которую мы стараемся решить.
Смотрите также:
- Галина Саламатова: «Уметь любить - это талант и постоянная работа над собой» →
- Евгения Симонова: «Семья – огромный труд. Но ты не одинок в этом мире» →
- Театр не позволит боготольцам жить в режиме скуки →