Надежда ПАНКОВА, боготольский режиссёр народного театра - одна из немногих, кто, получив престижное образование, добровольно вернулась на свою маленькую родину. Уже 30 лет она помогает «возделывать души» в Боготоле, через театр воспитывает трудных подростков и пытается изменить хмельную деревенскую жизнь.
Артист-инженер
Надежда Панкова, боготольский режиссёр народного театра: Для меня абсолютно нет разницы, где жить. Скажу больше, мне нравится в Боготоле: чистейший воздух, работа рядом с домом, тут же под боком вся инфраструктура. И есть возможность заниматься творчеством. А люди везде одинаковые: бывает, в Москве зайдёшь в какой-нибудь район и видишь - да это же Боготол родимый! Те же типажи людей.
Так или иначе, каждый третий житель Боготола сегодня соприкоснулся с театром. Ведь театр наш - народный, актёры непрофессиональные. Они учатся в школе, работают на железной дороге, в магазине или ещё где-то... Недавно состоялась премьера по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы». В главной роли - главный инженер электроучастка Андрей Пермяков. На работе он серьёзный начальник, а у нас - мальчишка! И жена его Наташа тоже в театре играет, хотя училась в экономическом техникуме.
- Думаете, могут народные театры составить конкуренцию профессиональным?
- Актёр - это сложная и тонкая натура. Когда на него обрушивается 17 спектаклей в репертуаре, ежедневная занятость, плюс к тому многие ещё и «халтурят», появляется автоматизм. Актёр в штампах, как в броне, - до жизни там не докопаться. Мне нравится работать с актёрами-любителями, поскольку они не изношены, не отягощены ролями, непосредственны в своих чувствах. Я думаю, что именно народные театры живые и искренние. Безусловно, Раневская, Высоцкий, Миронов, Смоктуновский - единственные и неповторимые. А потоки в театральные вузы, особенно столичные, огромные. И только единицы остаются в профессии.
В Москве все варятся в собственном соку, высокие бетонные здания, бесконечные шоссе и пробки. Каждый год я бываю в столице, и если честно, мне не хочется идти в театр. На сцене все такие технические. Они всё могут сымитировать, а живой трепет души отсутствует. Все театры сегодня озабочены планом, финансами. А когда театр ставят на поток финансирования, как ни печально, он начинает терять свои функции.
Зачем ты пришёл?
В деревнях и маленьких городах главная проблема - пьянство. Молодёжь ничем не занята. По вечерам, как я успела заметить, просто стоят во дворах, около остановок, сидят на лавочках и пьют.
- Это больная тема. Я вожу ребёнка в детсад и с ужасом вижу, сколько пропитых женщин в городе. Они выходят с сиреневыми лицами, красными носами и видом «активного поиска похмелья». В этом плане, конечно, Боготол не исключение, таких городов тысячи. У нас люди зарабатывают хорошие деньги, но у них не хватает фантазии, куда их потратить, кроме как на бутылку. Сегодня миллионы живут в режиме скуки. Редкий человек доволен своей работой, делает её с наслаждением. В основном чем занимаются? Поел, поспал, сходил на работу, телевизор, компьютер... А ведь время - это самый дорогой вид энергии. Почему вы его так бездумно тратите?
К вам приходят и трудные подростки. Удаётся их приобщить к культуре, изменить сознание и поступки?
- Когда подростки приходят ко мне, не сразу, но задаю вопрос: «Зачем ты пришёл в этот мир?» Они недоумевают. Ну не борщи же хлебать и котлеты жевать! У Бога всё разумно: просто так душа не вселяется в тело. Проходит время, они задумываются. И был бы вопрос, а вселенная ответ даст! Попадаются, казалось бы, случайные книги, люди, надписи, обрывки фраз…
Мы часто говорим о предназначении человека, о его миссии. Кто-то пришёл на землю, чтобы просто научиться колоть дрова, а кто-то - чтобы избавиться от лжи. Но все - чтобы возделывать душу. А театр - инженерия душ. Неважно, будет ли в дальнейшем человек актёром. У нас он изучает поступки людей, анализирует их, задаёт вопросы себе и миру. Через театр они начинают постигать законы мироустройства. А для ребёнка это очень важно - ведь каждый день на него сваливаются десятки ситуаций, а он не знает, как себя вести. И дай Бог, чтобы рядом был человек, который этим вопросом его отяготит.