Отец приехал в город на юбилей к приятелю, и всего один час выделил для общения с сыном, которого бросил и не видел восемь лет. Эта история, о которой 12-летний парень написал пьесу, была представлена в Красноярском театре юного зрителя в рамках проекта «ПравоПисания». Со сцены прозвучали ещё 13 пьес, созданных юными драматургами.
Во что верить?
Если честно, перед началом показа думала: «Ну, что там малые ребятишки понаписали?» Взрослый апломб улетучился после первых сцен. С каждым текстом всё крепче зрело удивление, какие же серьёзные вопросы занимают мысли ребят. Дмитрий Злобин в пьесе «Вера» поднял тему, которая и для взрослых-то является тяжким булыжником. Видимо, ответ «в Бога» парню ещё не кажется убедительным - описанная им симпатичная набожная девушка, которой поначалу очаровывается герой, теряет свой шарм, когда выясняется, что она сектантка.
Нина Ефимченко в своей пьесе «Иди домой» колоритно показала родителей, в перерывах между просмотром телевизора орущих на своего ребёнка. Андрей Анисимов изобразил циничного героя, считающего, что мир погряз в «биомусоре», - это старики и в целом все люди, которые не приносят обществу пользы.
Одиночество в сети
Первым пробрал до самой глубины души текст Павла Пищика. Автору удалось высветить глубокую яму пустоты, которая образуется в душе человека, сводящего общение с внешним миром в основном к зависанию в социальных сетях. У пьесы трогательный хэппи-энд - герой, прежде проводивший большую часть времени в Интернете, «в реале» встречает девушку, что даёт надежду на возможность его полнокровной жизни. Пьеса написана остроумно и обстоятельно. И ни за что не хочется довериться формулировке «человек с ограниченными возможностями», которой принято описывать людей с таким заболеванием, как у Паши, - детский церебральный паралич. Конечно, об одарённом парне хочется сказать «человек со сверхвозможностями», учитывая его способность глубоко понимать серьёзные жизненные вещи и облекать своё знание в слова.
Но Паше хотя бы 18 лет. Второму всерьёз потрясшему автору - всего 12! Это Евгений Карамышев. Его пьеса - о том, что становится незаживающей душевной раной для многих современных детей, - развод родителей. Герой пьесы увидел отца впервые за много лет, а тот даже не оставил номер телефона. Ребёнок искренне описал душевную катастрофу. То, о чём люди, вырастая, приучаются молчать, мальчик показал открыто. «Может, всем мужчинам, раздумывающим, уйти ли из семьи, эту пьесу читать?» - промелькнуло в голове. «Я благодарен отцу. Он показал мне, как не надо», - признался со сцены герой пьесы.
* * *
В самом финале случилась ещё одна эмоциональная кульминация показа. Роман Феодори, главный режиссёр Красноярского театра юного зрителя, пригласил авторов подняться на сцену. Несколько мужчин-артистов тут же сорвались в зал. Один подхватил на руки драматурга - паренька с ограниченными физическими возможностями - и внёс его на сцену. Ещё двое взялись с двух сторон за коляску Ивана Щукина, другого талантливого парнишку, и легко подняли его наверх. Зрители аплодировали стоя. Стало ясно: состоялось самое главное театральное волшебство - тексты, сплетённые ребятами из самых сокровенных мыслей, поставленные режиссёрами честно и всерьёз, протянули крепкие нити к сердцам зрителей.