В березовскую детскую библиотеку приехал известный московский писатель Алексей Олейников. Молодой мужчина с рыжей бородой в коричневой шляпе и «драных» джинсах напоминал Индиану Джонса – героя приключенческого романа.
Другая реальность
- Писатель - это тот человек, который «подглядывает», «подслушивает», а потом использует всё это в своих произведениях, - огорошил Алексей ребятишек.
Кстати, в Берёзовке он пополнил свою писательскую копилку колоритным словом «чупики» - так местные ребятишки в разговоре с писателем назвали карамельку чупа-чупс. Так же случайно Алексей услышал где-то на улице имя главного героя своей книги «Велькино детство», получившей премию «Заветная мечта». Как звучит полный вариант имени, он и сам не знает.
За основу рассказов взяты реальные истории, происходившие с Алексеем в детстве, но к ним добавлена и доля вымысла. По мнению писателя, художественный текст, кино и другие произведения искусства - это всегда вторая реальность.
Вопрос-загадка
В школьные годы у Алексея было очень плохое зрение - минус 11. Он не пользовался популярностью у сверстников, учился средне. Любил придумывать и рассказывать разные истории. По мнению писателя, человека от животного отличает способность придумывать, а не умение считать и говорить, поскольку с помощью фантазии человек сам создаёт вторую реальность.
Берёзовские подростки не стеснялись задавать вопросы. И о том, как стать писателем, и сколько времени у автора уходит на написание книги, и где он берёт вдохновение, что читает и так далее.
- Как стать писателем? Это такой вопрос-загадка, на который у меня нет ответа, - признался автор. - Человек не рождается с пониманием того, что он писатель… Я много читал. Практически жил в библиотеке. У нас был прекрасный библиотекарь. Она пускала меня, когда я прогуливал уроки, разрешала пользоваться закрытыми фондами.
Книгу «Скажи мне «Здравствуй!» о людях разных национальностей я писал три года: слишком много там деталей, этнических нюансов. А когда пишешь книгу для детей, нужно, чтобы все сведения были максимально достоверными, ведь дети должны получать правдивую картину мира. Другие пишутся намного быстрей. Например, над книгой «Левая рука бога» я работал полтора месяца.
У меня два «спиногрыза» (которых я очень люблю): один сидит у меня на голове, а другой норовит включить «Фиксиков» на моём компьютере… Когда я вырываюсь из «тесных семейных объятий», начинаю творить. Раньше под музыку много писал - она давала стартовый толчок.
Уроки «по наследству»
Сейчас предпочитает фэнтези. Дописывает серию книг про Дженни Далфин. Основные события с главной героиней происходят в Англии. В контекст произведения включены элементы английского и скандинавского фольклора.
Логика подсказывала Алексею на четвёртом курсе Московского авиационного института, что лучше получить профессию инженера. И всё же на четвёртом курсе он бросил учёбу. Работал помощником полиграф-редактора, а через два года поступил в литературный институт им. Горького. Своё писательство всерьёз долго не воспринимал. По мнению Олейникова, всё самое главное в жизни происходит спонтанно. Сегодня Алексей не только писатель, но и журналист, главный редактор журнала о детской литературе «Переплёт», учитель литературы.
Когда маленькие читатели разошлись, в беседе со взрослыми писатель высказал своё мнение, почему дети перестают читать: проблема в том, что многие произведения школьной программы переходят «по наследству» из одного поколения в другое. Дети не готовы в силу своего возраста «переварить» эту литературу, а потому интерес к чтению у молодёжи попросту пропадает.
По его мнению, школьную программу нужно пересмотреть и наряду с классиками включить в неё современных авторов, находящих больший отклик в сердцах юных читателей.