Красноярск, 2 марта – «АиФ на Енисее». «В России не растут бананы с апельсинами, но делается много прекрасного оружия. И танки по нашим дорогам ездят лучше автомобилей. Надо этим гордиться. Франция ведь не стесняется своих вина и сыра», - говорит художник Дмитрий ЦВЕТКОВ.
В Красноярском музейном центре прошла выставка Дмитрия Цветкова «Государство». В числе экспонатов - работы из фондов Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центра современного искусства. Мыслью художника в стройную систему новых изобразительных символов России вписаны полутораметровая ушанка, военная форма, ордена и оружие - всё сшито из ткани. Государство, увиденное глазами Дмитрия Цветкова, представляется мощным, крупным и не страшным, а, наоборот, …слегка забавным.
Герои нашего времени
«АиФ на Енисее»: - Почему сейчас невозможно появление Микеланджело или Сурикова?
Дмитрий Цветков: - Каждое время выбирает своих героев. И во времена Микеланджело невозможно было появление Сурикова, а во времена Сурикова - Микеланджело. Да и география важна. Меня, наоборот, страшит, когда сейчас пытаются делать подобные Микеланджело или Сурикову вещи. Или другой пример, в Красноярске: я еду по мосту в тридцатипятиградусный мороз и вижу дом, на котором изображены голые мужики, обернутые в папирус. Не на-до!
«АиФ на Енисее»: - Тогда сейчас каких художников время?
Д.Ц.: - Какие есть, их и время. Мне кажется, художники сейчас и в России, и в мире роскошнейшие, занимаются замечательными вещами. Я люблю все проявления современного изобразительного искусства, вообще люблю «цех задорный, людей коего не сужу затем, что к ним принадлежу». Мне нравятся абсолютно все: группа «Война», Костя Звездочётов, Олег Кулик, да много очень хороших художников. Дубоссарский с Виноградовым - мои хорошие знакомые.
Интеллект ничего не стоит
«АиФ на Енисее»: - Эксперты рекомендуют к работам современных художников относиться как к игре, считают, что они требуют другого подхода, чем, скажем, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Какова идеальная реакция зрителя на ваши работы?
Д.Ц.: - Я не уверен, что эмоции у современных зрителей отличаются от эмоций, которые были у зрителей 200 лет назад. Не могу проверить - не работал во времена того же Сурикова. Но, я думаю, люди оперируют одним и тем же критерием: «Нравится - не нравится». Мало того, у меня ощущение, что ничего не изменилось со времён Тутанхамона. Появились примочки: мобильные телефоны, айпады, а что касается эмоционально-чувственной стороны, не изменилось ничего. Как существовали любовь, ненависть, зависть, глупость, так они и остались. Я думаю, что и художник, как занимался своим делом, так и занимается. Другое дело, что прекрасное то больше привлекает общество, то меньше. Сейчас заметна неангажированность социальная. От художника не ждут ничего серьёзного, мало того, опасаются подвоха от него. Это ведь существо асоциальное и непредсказуемое. Но ведь очень странно, да, что человек, сидящий в конторе и гоняющий нефть на Запад, является полноценным и уважаемым членом общества, а человек, пишущий музыку или картины, им не является. Но ничего не сделаешь. Самая странная вещь, что у нас ничего не стоит интеллект. Зашёл у нас с вами разговор о Микеланджело и великих художниках… Сальвадор Дали всю жизнь покупал себе еду так: приезжал в магазин со списком, по которому ему набирали колбасу, сыр, вино, сардельки, а он в это время рисовал. Так продолжалось десятилетиями. В магазине собралась роскошная коллекция рисунков Сальвадора Дали, а он хорошо ел все эти годы. Все были счастливы. Сейчас подобная ситуация невозможна: работа художника социально не ангажирована.
Искусство для скандала
«АиФ на Енисее»: - То есть искусство обществу не особо-то нужно?
Д.Ц.: - Оно востребовано для скандала. Есть хорошие слова поэта Симонова: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». И десять лет назад интеллектуалы читали литературу, сейчас запрещаемую, но власть имущие не обращали на это внимания. А сейчас обращают: уже считается, что художник, артист, писатель может всё-таки оскорбить. Я считаю, это плюс для искусства, литературы - они стали наконец будоражить умы.
«АиФ на Енисее»: - Вы сказали, что от художника многого не ждут. Вам, как художнику, не обидно?
Д.Ц.: - Я делаю своё серьёзное благородное дело, которым необычайно дорожу. Шью, вышиваю, готовлю колоссальное количество выставок. Живу комфортно. Всегда желаю лучшего, но это другой разговор.
«АиФ на Енисее»: - Кстати, о комфорте. Быть художником сейчас прибыльно?
Д.Ц.: - Работы - колоссальное количество. Любой. Создавать дизайн в глянцевых журналах, рисовать, ваять надгробия памятников, заниматься фэшн-кутюром, ювелиркой, писать портреты, натюрморты, пейзажи - всё востребовано. В нашей стране тотальная нехватка изобразительного искусства. И, мне кажется, у художника много возможностей заработать.
СПРАВКА:
Дмитрий ЦВЕТКОВ родился в 1961 году в Коломне. В 1988 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Шьёт коллекции мягкого оружия: шёлковые бомбы, бархатные пулемёты, «калашниковы» из гипюра и органзы. Сшил коллекцию модных шинелей для генералов, коллекцию бисерных орденов, погон, аксельбантов. Работы Д. Цветкова находятся в: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства.
Смотрите также:
- На стороне добра. Красноярец - о том, как относиться к жизни с позитивом →
- Выставку красноярца Василия Слонова изгнали из галереи Гельмана в Перми →
- Окно в другой мир. Как сибирячки стали писать картины, уйдя на пенсию →