Игорь Дулуш: «Изоляция Тувы помогла спасти народные традиции»

Фольклор - это народ. Фото Ирины Якуниной

Кто запретит петь чабану?

Игорь Дудуш -

один из авторов международного

фестиваля живой музыки

и веры «Устуу-Хурээ»

 - В советское время в национальных республиках в отношении традиционных ремесел и искусств действовала если не запретительная, то уж не поощрительная политика. Вы лично застали этот период?

   
   

- В конце 80-х, когда я учился в Кызылском училище искусств, у нас не приветствовалось горловое пение. Его преподавали факультативно, один час в неделю. Решился этот вопрос после студенческой забастовки. Председателем стачкома был я. Протестовали сначала по другому поводу - в общежитии больше 20 лет не проводился ремонт, оно чуть не рухнуло. Дополнительно выдвинули требование создать нормальные условия для обучения традиционному тувинскому искусству. Были приглашены Татьяна Балдан, и Хунаштаар-оол Ооржак, которые взялись за создание уже целого отделения, на котором обучали национальной музыке, игре на национальных музыкальных инструментах и горловому пению. Оно открылось в 1989 году.

- Насколько серьезные последствия советской анти-национальной политики, когда традиционные ремесла и искусства подвергались забвению? Ведь это передается из уст в уста, из рук в руки… Можем ли мы сказать, что некоторые навыки утрачены навсегда, или многое, все-таки, удалось спасти?

- Тоталитаризм был на протяжении всего одной человеческой жизни. Этого мало, чтобы уничтожить культуру. Да и, по сравнению с другими регионами, Туве повезло. Отдаленность - раз. Жесткие климатические условия - два. Потом, горные перевалы, Саяны. Изоляция очень помогла нам. Одесситы, питерцы, москвичи, которые держались в Туве до 1953 года, после смерти Сталина разъехались. У нас ведь тут были школьные симфонические оркестры. В то же время с чабанами что сделаешь? … Они, хоть и работали в колхозах, но пасли-то в степи. Чабан пасет овец, лошадей, коров, и поет. Так сохранилась культура горлового пения. В тувинской версии число видов до 12 доходит. На Алтае осталось только низкое пение, другие направления они переиначивают у тувинцев. В Хакасии сохранился чатхан, в Якутии хомус и низкое горловое пение.

Соседние регионы пострадали больше, потому что туда по целевым направлениям из советских институтов культуры приезжали, скажем так, массовики-затейники. Они учили студентов «двум притопам, трем прихлопам». Этому совку. В первую очередь пострадала русская культура, была уничтожена на корню. Благодаря староверам в верховьях Енисея или отдаленных местах Севера и осталась возможной устная передача.

Ищешь новое - теряешь свое

- У многих не сведущих в музыке людей сложилось представление, что национальная музыкальная традиция тувинского народа сводится к горловому пению.

- Это не так. У нас есть духовые тувинские музыкальные инструменты, и такие, которые пришли к нам четыреста лет назад из Тибета. Еще жалейки, похожие на русские народные. Наш шоор, хоть и очень похож на армянский дудук, звучит мягче. Одних хомусов, варганов у тувинцев девять вариантов. В Якутии, Бурятии, Хакасии, на Алтае, они все совершенствуют, а у нас остался самый простой вариант хомуса - язычок сделан из стали и его легко сломать. Он очень нежен и мелодичен. Как говорят у нас - кто пошел искать новое, тот потерял свое.

   
   

- О чем поют тувинские певцы?

- В большинстве тувинских песен воспевают родину. Маленькая Тува - образец всей Азии, она разноликая, здесь есть и тундра, и папоротники, и северные олени, и верблюды, как в пустыне Гоби. Девять святых горных вершин. Молочное озеро Сут-Холь - по одной из версий, центр Шамбалы находится именно в нем. Очень много песен о матери. В последнее время молодые музыканты слагают песни об отце, но изначально народ всегда воспевал мать. О любви тоже поют, но… элегантно. Например, звучит куплет о женщине и параллельно - о лошади.

- Насколько готовы молодые перенимать у старших традиции?

- Мощный всплеск интереса со стороны молодых был в 90-е, в начале 2000-х годов. Сейчас мэйнстрим тувинской музыки возродился и полноводен. Самое же большое достижение - что мы сохранили первооснову - естественный воздушный столб поющего тела человека. От этого ушли европейцы несколько столетий назад. Появились и развивались другие склады формы музыки, такие как, полифония, гомофонно-гармонический склад, 12-титоновый темперированный строй или тональная (тонико-субдоминантово-доминантновофункциональная) музыка, городская музыка, массовая упрощенная музыка, и далее попса и т.д. Целые народы ушли от своей исконной музыкальности. Ценность Тувы в том, что здесь сохранилась древняя традиция и звуковая архаика.

- Только в нашем регионе проводятся два крупных музыкальных фестиваля: «Мир Сибири» и «Устуу-Хурээ», где люди могут слышать этническую и world music. Туда приезжают тысячи гостей. На Ваш взгляд, это временный интерес к этнике?

- Думаю, интерес к этнике всегда был и будет. Корни академических жанров музыки лежат в народной музыке. Но есть другая плоскость. Со временем в этнику вмешаются люди с деньгами. Умные, расчетливые, влиятельные продюсеры, энергичные, креативные, которые будут это течение развивать. Но вопрос - до какой поры? И во что? В отрицательное или положительное? Эти вопросы времени. Но, считаю, что народная музыка должна очеловечивать людей, помогать понимать себя, свою сущность т.е. идентицифировать современного человека в условиях глобализации.

Фольклор - это народ, традиции, обычаи, ритуалы, уклад жизни, язык, мышление, естественная звуковая среда. Если ты исполняешь фольклорную музыку, например, индийскую, то ты должен мыслить как этнический индиец, или как минимум должен знать язык хинди и т.д. Настоящие носители традиционной музыки, так скажем, профессионалы с удивлением слушают парней с дредами, выступающими под видом этно-музыкантов. Настоящая попса. Как попсовый джаз, для зарабатывания денег, ставит на глупость потребителей. Псевдоэтники не понимают, что этим добьются другого результата.

- В этом году «Устуу-Хурээ» проводится в пятнадцатый раз. Чем он отличается от предыдущих?

- В прошлом году мы открыли храм Устуу-Хурээ, для строительства которого когда-то в 1999-м года и задумали проводить наш фестиваль. Сейчас построили субурган Сарасвати, богини мудрости, знаний и просвещения, покровительницы искусства и музыки. В этом году впервые фестиваль проводится на государственном уровне, поставлена задача председателем правительства: все задействованные службы, ведомства обязаны предусматривать бюджет фестиваля заранее. Все предыдущие годы его проводили энтузиасты. Теперь мы все вместе - музыканты, гости, журналисты, оргкомитет, администрация города Чадана, района, объединившись, создаем этот праздник. Приедут наши друзья. Захотел побывать на фестивале профессор Роберт Турман, отец голливудской актрисы Умы Турман, один из десяти влиятельнейших людей Америки. Приедет на друг продюссер Юрий Льноградский с проектом «МузЭнергоТур» с 5-тью составами. Приедут наши друзья, легендарный «Сан Ра Аркестра».

Истопник-музыкант

Игорь Дулуш

 - Правда ли, что вы жили среди буддийских монахов?

- В 96-98-х годах был тяжелый период в моей жизни. Происходило определение своего пути. Для того чтобы поднять группу (Игорь Дулуш создал группу «Интернат» - прим. Т.А.), продал квартиру, купил аппаратуру, транспорт и мы ездили на гастроли. Чем только ни занимался - от бизнеса до… скажем так, жестких вариантов. Молодой был, натворил «делов». Надо было остановиться. Чтобы направить жизнь в другое русло, приехал в Чадан, откуда родом. Родителей и родительского дома в тот момент в Чадане уже не было. Устроился на работу художественным руководителем районного Дома культуры, тренером в спортшколу и жил в храме. В храме выполнял обязанности истопника. Прожил год рядом с ламами. Очень жесткие были годы. Я не понаслышке знаю, как сложно восстанавливать веру. Когда в 30-е годы XX века 5 000 тувинских лам были репрессированы или расстреляны, население в Туве в то время было 45 000 человек. Сейчас население у нас 312 тысяч, а лам всего 100. Вакуум. И перед нами были две проблемы - восстановить разрушенный уникальный храм Устуу-Хурээ и поддержать тувинских музыкантов. После бесед с ламами у меня случилось, я думаю, самое большое прозрение в жизни. Вместе с друзьями мы придумали концепцию фестиваля. Структура остается неизменной с тех пор. Если бы не было фестиваля «Устуу-Хурээ», я бы давно уже был на том свете.

Досье

Игорь ДУЛУШ родился в 1963 году в городе Чадан. Окончил Кызылское училище искусств в 1993 году. В 2012-м окончил Восточно-сибирскую государственную академию культуры и искусств (Улан-Удэ). Создал музыкальную группу «Интернат». Работал в республиканском симфоническом оркестре, играл на гобое. В 1999-м году выступил инициатором организации музыкального фестиваля Устуу-Хурээ. В 2007 году стал художественным руководителем Тувинской государственной филармонии, а в 2009 году - директором.

Смотрите также: