Просто и рубленными фразами. Что читают современные дети?

Чтобы привлечь ребёнка к чтению, нужно просто найти его книгу. © / Мария Захарова / АиФ

«Мы давно уже живём в капиталистической стране, а к педагогу требования, как при социализме, когда пытаются апеллировать к таким вещам, как призвание и энтузиазм. Так мы любвовь к школе не вернём. Нужно в первую очередь сделать счастливым учителя», – говорит писатель и учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Красноярска Елена Басалаева.

   
   

Своя книга

Вера Ракова: Елена, многие сейчас говорят, что растёт поколение нечитающих детей. Вы как учитель и писатель что думаете по этому поводу? Как привлечь их к чтению?

Фото: Из личного архивa/ Елена Басалаева

Елена Басалаева: Я бы не сказала, что они совсем не читают. Читают, но только то, что не принимают за традиционную литературу. Любят фанфики разные – это продолжение фильмов, сериалов, аниме, переложенные в текст, очень многие любят фантастику, фэнтези, например книги Дмитрия Глуховского.

Также популярностью пользуется подростковая литература, есть специальный термин – янг-эдалт (юный взрослый), для категории от 13 до 20 лет. Это истории, похожие на блоги, всё то, что в реальности происходит с взрослеющим человеком. Поэтому им неинтересны школьные программы, где реальность героев далека от мира, который окружает современного подростка. Чтобы привлечь ребёнка к чтению, нужно просто найти его книгу.

– Но, как правило, в таких текстах язык простой. В итоге это же ведёт к его обеднению?

– К сожалению, да. Но так развивается общество. Не скажу, что это меня радует, но это процесс неизбежный. Он связан с тем, что ускоряется темп жизни, нужно делать всё быстро, на длинные разговоры времени нет. Мы стали говорить более короткими фразами.

Это раньше был интересен внутренний мир героя, что он там переживает, и Лев Толстой мог этому посвятить несколько страниц. Сейчас это кажется пустой тратой времени. Пейзажа в книгах теперь почти нет. Поэтому у многих современных молодых авторов предложения рубленые, короткие. И это сделано не то чтобы намеренно, но тем не менее писатели подстраиваются под запрос аудитории.

   
   

– А почему подростков интересуют именно эти жанры – янг-эдалт и фэнтези?

– Всё достаточно просто. Янг-эдалт подкупает подростка максимальной искренностью и тем, что похож на него (описывает жизнь, похожую на жизнь юного читателя). Он находит себя в этих историях, свои переживания и проблемы, и пробует вместе с героем найти выход. 

Фэнтези и фантастика привлекают потому, что во все времена подростки верили в мистику, их интересовали темы смерти, пограничных состояний, потусторонних существ. Подростоковый возраст – это ведь тоже переходный этап между детскостью и взрослостью. Наши далёкие предки проходили процесс инициализации. Но удивительно, что сейчас и взрослые жанром фэнтези активно интересуются, ещё популярны исторические романы и сериалы.

Это говорит о стремлении убежать от суровой реальности, погрузиться в прекрасное прошлое или удивительный мир единорогов.

– А вы в каком жанре предпочитаете работать?

– Сказать трудно, больше похоже на янг-эдалт. Это хорошо прослеживается в романе взросления «Сказки 90-х» – про моё детство во времена перестройки. Тему, кстати, подсказали мои ученики. Но я не умею писать короткими фразами так, чтобы стать популярным автором среди современных подростков. Это скорее книга для моих сверстников, но читают её, к счастью, абсолютно разные поколения.

Несколько лет я писала реалистические рассказы и повести, и пока не собираюсь оставлять это направление. Своими учителями в этом направлении считаю Белова, Шукшина, Астафьева, Паустовского. Сейчас поняла, что нужно расширять свои границы, работаю над рассказами о своих детях и их друзьях, где люди и ситуации взяты из реальности. Но чтобы детям было интересно читать, в сюжетах много волшебного. То есть пробую себя в жанре фэнтези.

Тиражи копеечные и миллионные?

– Трудно быть писателем в наше время?

– Непросто найти читателей. Взять советское время, когда даже у тех писателей, которые считались гонимыми, например у Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, книги выходили тиражом несколько десятков тысяч. А уж Валентин Катаев имел миллионные тиражи. Да, тогда не было Интернета, телевидение не было таким разнообразным. Чтение считалось популярным и даже модным занятием. Сейчас, если получилось напечататься тиражом 2 тыс. – это уже, считай, популярный. 

Что касается интернет-аудитории, то она гораздо шире, но люди предпочитают находить пиратские версии или не читать вовсе, нежели читать автора на платном ресурсе. При этом заработок у начинающего автора копеечный. Однако сейчас появилась Ассоциация писателей и издателей, от которой многие ждут перемен. Пока же у нас есть возможность собраться вместе на различных мероприятиях, отдохнуть и поработать за государственный счёт.

Но вообще, прежде чем начинать писать что-то, автор должен задуматься, а для кого он пишет, а не только о коммерческой выгоде. Творчество – это диалог, и надо подумать, с кем ты его хочешь вести. Если есть что сказать и ты не можешь без этого, то надо писать. И тогда твой читатель тебя найдёт…

Сегодня достаточно писателей, которые могут прокормить себя и свою семью. Правда, они добились высокого заработка лишь через несколько лет упорного труда и параллельно занимались другим делом. Как я сейчас – и педагог, и писатель. Но самое интересное – сегодня в реестре профессий нет профессии писателя. Художник есть, музыкант есть... Несправедливо, считаю.

Чему учат в школе?

– Сейчас многие говорят о том, что быть учителем непрестижно: дети не уважают, зарплаты небольшие. Вспоминаю наше время, как мы хотели в школу, а учитель был для нас примером. Почему сейчас такое происходит?

– Недавно пересмотрела фильм «Доживём до понедельника», он снят в 1968 году. Меня поразило, насколько глубокие рассуждения у девятиклассников, уважение к учителю, несмотря на разногласия. А какие высокоинтеллектуальные разговоры между собой ведут учителя в учительской! Сейчас этого, к сожалению, нет. И это всё резко проявилось после перестройки и катится вниз ещё и благодаря онлайн-обучению.

Главная причина в том, что мы уже 30 лет живём в капиталистическом обществе, в котором складывается понимание, что всё, что бесплатно – плохо. Наше подсознание так устроено, что ты платишь только за то, что тебе действительно нужно, и ты будешь сам стараться по максимуму получить за свои деньги. Моё мнение – в нашем обществе должно быть либо всё платно, либо всё бесплатно. А то какой-то абсурд получается: живём в капиталистическом обществе, а школа ещё при социализме. Когда пытаются апеллировать к таким вещам, как призвание, энтузиазм... Это хорошо, но не в нашем мире. Учителей могут уважать и любить, но вопреки системе, благодаря сугубо личным качествам этого учителя, а не только потому, что он педагог и у него больше знаний.

– Вы как человек внутри системы как думаете, что необходимо делать, чтобы дети хотели идти в школу?

– Когда выпускник идёт в вуз или техникум, он понимает, для чего: чтобы получить профессию, необходимую ему для жизни.  В школе нет никакой мотивации. Дети здесь фактически учатся быть личностями в этом мире, поэтому надо большое внимание уделять воспитательной работе, сплочению, дружбе. Главная задача ребёнка в школе – научиться общаться и со сверстниками, и с взрослыми. Но для этого нужно, чтобы учитель чувствовал себя на своём месте комфортно. И конечно, неплохо было бы добавить зарплату. Как говорил Макаренко: «Только счастливый человек может стать для кого-то примером».

Досье
Елена БАСАЛАЕВА. Родилась в Красноярске в 1987 году. Окончила СФУ по специальности «филология». Писать начала ещё в детстве. Первая публикация – в журнале «День и Ночь» (2012 год). Лауреат литературно-педагогического конкурса «Добрая лира». В 2019 году стала лауреатом журнала «День и Ночь» в номинации «Проза». В 2021-м вошла в лонг-лист премии «Золотой витязь» за книгу «Школа». Член Красноярского союза молодых писателей. Работала в школах города учителем русского языка и литературы. В настоящее время преподаёт в гимназии № 13. Двое детей.