«Мы давно уже живём в капиталистической стране, а к педагогу требования, как при социализме, когда пытаются апеллировать к таким вещам, как призвание и энтузиазм. Так мы любвовь к школе не вернём. Нужно в первую очередь сделать счастливым учителя», – говорит писатель и учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Красноярска Елена Басалаева.
Своя книга
Вера Ракова: Елена, многие сейчас говорят, что растёт поколение нечитающих детей. Вы как учитель и писатель что думаете по этому поводу? Как привлечь их к чтению?
Елена Басалаева: Я бы не сказала, что они совсем не читают. Читают, но только то, что не принимают за традиционную литературу. Любят фанфики разные – это продолжение фильмов, сериалов, аниме, переложенные в текст, очень многие любят фантастику, фэнтези, например книги Дмитрия Глуховского.
Также популярностью пользуется подростковая литература, есть специальный термин – янг-эдалт (юный взрослый), для категории от 13 до 20 лет. Это истории, похожие на блоги, всё то, что в реальности происходит с взрослеющим человеком. Поэтому им неинтересны школьные программы, где реальность героев далека от мира, который окружает современного подростка. Чтобы привлечь ребёнка к чтению, нужно просто найти его книгу.
– Но, как правило, в таких текстах язык простой. В итоге это же ведёт к его обеднению?
– К сожалению, да. Но так развивается общество. Не скажу, что это меня радует, но это процесс неизбежный. Он связан с тем, что ускоряется темп жизни, нужно делать всё быстро, на длинные разговоры времени нет. Мы стали говорить более короткими фразами.
Это раньше был интересен внутренний мир героя, что он там переживает, и Лев Толстой мог этому посвятить несколько страниц. Сейчас это кажется пустой тратой времени. Пейзажа в книгах теперь почти нет. Поэтому у многих современных молодых авторов предложения рубленые, короткие. И это сделано не то чтобы намеренно, но тем не менее писатели подстраиваются под запрос аудитории.
– А почему подростков интересуют именно эти жанры – янг-эдалт и фэнтези?
– Всё достаточно просто. Янг-эдалт подкупает подростка максимальной искренностью и тем, что похож на него (описывает жизнь, похожую на жизнь юного читателя). Он находит себя в этих историях, свои переживания и проблемы, и пробует вместе с героем найти выход.
Фэнтези и фантастика привлекают потому, что во все времена подростки верили в мистику, их интересовали темы смерти, пограничных состояний, потусторонних существ. Подростоковый возраст – это ведь тоже переходный этап между детскостью и взрослостью. Наши далёкие предки проходили процесс инициализации. Но удивительно, что сейчас и взрослые жанром фэнтези активно интересуются, ещё популярны исторические романы и сериалы.
Это говорит о стремлении убежать от суровой реальности, погрузиться в прекрасное прошлое или удивительный мир единорогов.
– А вы в каком жанре предпочитаете работать?
Несколько лет я писала реалистические рассказы и повести, и пока не собираюсь оставлять это направление. Своими учителями в этом направлении считаю Белова, Шукшина, Астафьева, Паустовского. Сейчас поняла, что нужно расширять свои границы, работаю над рассказами о своих детях и их друзьях, где люди и ситуации взяты из реальности. Но чтобы детям было интересно читать, в сюжетах много волшебного. То есть пробую себя в жанре фэнтези.
Тиражи копеечные и миллионные?
– Трудно быть писателем в наше время?
– Непросто найти читателей. Взять советское время, когда даже у тех писателей, которые считались гонимыми, например у Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, книги выходили тиражом несколько десятков тысяч. А уж Валентин Катаев имел миллионные тиражи. Да, тогда не было Интернета, телевидение не было таким разнообразным. Чтение считалось популярным и даже модным занятием. Сейчас, если получилось напечататься тиражом 2 тыс. – это уже, считай, популярный.
Что касается интернет-аудитории, то она гораздо шире, но люди предпочитают находить пиратские версии или не читать вовсе, нежели читать автора на платном ресурсе. При этом заработок у начинающего автора копеечный. Однако сейчас появилась Ассоциация писателей и издателей, от которой многие ждут перемен. Пока же у нас есть возможность собраться вместе на различных мероприятиях, отдохнуть и поработать за государственный счёт.
Но вообще, прежде чем начинать писать что-то, автор должен задуматься, а для кого он пишет, а не только о коммерческой выгоде. Творчество – это диалог, и надо подумать, с кем ты его хочешь вести. Если есть что сказать и ты не можешь без этого, то надо писать. И тогда твой читатель тебя найдёт…
Сегодня достаточно писателей, которые могут прокормить себя и свою семью. Правда, они добились высокого заработка лишь через несколько лет упорного труда и параллельно занимались другим делом. Как я сейчас – и педагог, и писатель. Но самое интересное – сегодня в реестре профессий нет профессии писателя. Художник есть, музыкант есть... Несправедливо, считаю.
Чему учат в школе?
– Сейчас многие говорят о том, что быть учителем непрестижно: дети не уважают, зарплаты небольшие. Вспоминаю наше время, как мы хотели в школу, а учитель был для нас примером. Почему сейчас такое происходит?
– Недавно пересмотрела фильм «Доживём до понедельника», он снят в 1968 году. Меня поразило, насколько глубокие рассуждения у девятиклассников, уважение к учителю, несмотря на разногласия. А какие высокоинтеллектуальные разговоры между собой ведут учителя в учительской! Сейчас этого, к сожалению, нет. И это всё резко проявилось после перестройки и катится вниз ещё и благодаря онлайн-обучению.
Главная причина в том, что мы уже 30 лет живём в капиталистическом обществе, в котором складывается понимание, что всё, что бесплатно – плохо. Наше подсознание так устроено, что ты платишь только за то, что тебе действительно нужно, и ты будешь сам стараться по максимуму получить за свои деньги. Моё мнение – в нашем обществе должно быть либо всё платно, либо всё бесплатно. А то какой-то абсурд получается: живём в капиталистическом обществе, а школа ещё при социализме. Когда пытаются апеллировать к таким вещам, как призвание, энтузиазм... Это хорошо, но не в нашем мире. Учителей могут уважать и любить, но вопреки системе, благодаря сугубо личным качествам этого учителя, а не только потому, что он педагог и у него больше знаний.
– Вы как человек внутри системы как думаете, что необходимо делать, чтобы дети хотели идти в школу?
– Когда выпускник идёт в вуз или техникум, он понимает, для чего: чтобы получить профессию, необходимую ему для жизни. В школе нет никакой мотивации. Дети здесь фактически учатся быть личностями в этом мире, поэтому надо большое внимание уделять воспитательной работе, сплочению, дружбе. Главная задача ребёнка в школе – научиться общаться и со сверстниками, и с взрослыми. Но для этого нужно, чтобы учитель чувствовал себя на своём месте комфортно. И конечно, неплохо было бы добавить зарплату. Как говорил Макаренко: «Только счастливый человек может стать для кого-то примером».