Сокровища долины царей. Могут ли тувинцы быть потомками скифов?

Предметы, найденные в курганах Долины царей, хранятся в Национальном музее в Кызыле. © / Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Кто такие скифы – варвары или племена с высокоразвитой культурой? Ведь они не оставили ни письменности, ни городов, но судить об уникальной скифской культуре можно по курганам, обнаруженным в Туве. «АиФ-Красноярск» выяснял, могут ли современные тувинцы быть потомками скифов.

   
   

Воины с рыжими волосами

Известно, что скифы - это древняя цивилизация, состоявшая из нескольких северных кочевых племён и державшая в страхе древних греков, не покорившаяся ни персам, ни Римской империи. Долгое время считалось, что бесстрашные скифы имеют причерноморское происхождение, и так как они были воинами-кочевниками, могли передвигаться на тысячи километров по Европе и Азии.

Версия о том, что скифы берут начало из Северного Причерноморья, подверглась сомнениям после открытия кургана Аржаан-1 и сенсационного открытия кургана Аржаан-2, расположенных на Турано-Уюкской котловине в Туве. Из-за обилия курганов эта территория была названа Долиной царей. По рассказам пожилых жителей республики, в старину в этих краях обитали рослые люди с рыжими волосами и зелёными глазами, которые считались храбрыми воинами и ловкими охотниками. Возможно, это и были скифы.

Мнение о том, что скифы берут начало из Тувы, закреплено датами обнаруженных здесь захоронений. Самым древним скифским курганом стал Аржаан-1, датируемый IX векомдо н. э. Считается, что это могила первого скифского царя данной местности. На 150 лет позже него отмечен курган Аржаан-2, раскопки которого производились с 2001 по 2004 год российско-германской экспедицией под руководством Константина Чугунова, Германа Парцингера и Анатолия Наглера. Есть мнение, что это могила последнего скифского царя на этой территории.

«В том, что культуры скифского облика появились на восточной части евразийского пояса и что курганы Аржаан-1 и Аржаан-2 фиксируют ранние этапы развития этих культур, сомнений нет. Это доказано, и научный спор снят, – утверждает в своей лекции о сибирских скифах кандидат исторических наук, сотрудник Красноярского краеведческого музея Сергей Фокин. – Дать ответ на вопрос, являются ли современные тувинцы потомками скифов, мы не можем, так как не знаем ни языкового статуса скифов, ни их этнической принадлежности. Здесь главное слово за генетиками».

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Золото кургана

Аржаан-1, обнаруженный в 70-х годах прошлого века экспедицией под руководством Михаила Грязнова и Маннай-оола Монгуша, не только самый ранний, но и самый большой из скифских захоронений: его диаметр – 120 метров, высота насыпи – 4–5 метров. В нём были найдены останки 17 людей и более 160 лошадей.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Предполагается, что в большом кургане был захоронен царь, а в курганах рядом – знатные воины. Во все времена было достаточно охотников за сокровищами, поэтому неудивительно, что этот курган, как и многие другие, был разграблен. Но учёным повезло. Здесь найдены золотые серьги с бирюзовыми вставками, говорящие о том, что в те времена серьги носили не только женщины, но и мужчины, шейное украшение – золотая гривна, конские снаряжения – налобники, бляшки, нахвостники. Многие изделия из чистого золота, о чём свидетельствуют жёлтый цвет и проба, определённая учёными, – от 770-й до 990-й. Изделия изготовлены в характерном для скифской культуры зверином стиле.

   
   

Одной из интересных находок стало конское украшение – бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры диаметром 25 см и весом в полтора килограмма. Эта фигура, словно застывшая в вечном движении, олицетворяющая силу и мощь, образ вечного движения, вечный процесс перерождения бытия, сегодня является эмблемой Института истории материальной культуры РАН.

Хитрость древних

Открытие кургана Аржаан-2, датируемого второй половиной VII века до н. э., стала одной из немногих ярких сенсационных археологических находок современности, сделавшая на время Республику Тыва центром мира.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Самым удивительным оказалось то, что сооружение диаметром 80 метров и высотой 2–3 метра дошло до наших дней неразграбленным. Сохранить сокровище Долины царей – более 20 кг золота, более 11 тыс. предметов, свидетельствующих о высокоразвитой культуре скифского народа, – помогла хитрость древних номадов: главная могила с останками царя и царицы была расположена сбоку, а в центре – пустая камера-обманка.

При обнаружении изделия находились в биологической чёрной массе – разложившейся материи умерших две с половиной тысячи лет назад людей. Отреставрированные и начищенные до блеска учёными в Эрмитаже, сегодня они светятся мягким мерцанием под бронированными стёклами витрин в зале золота Национального музея Республики Тыва. Здесь каждый предмет является шедевром искусства.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

На витрине представлены украшения головного убора царя и царицы – бляхи из тонкого золотого листа в форме лошадей с подогнутыми конечностями. Детали: глаза, ноздри и уши – изящно инкрустированы эмалью и тонкой золотой проволокой. У царя на головном уборе фигурка оленя с большими ветвистыми рогами. Накидка царя украшена 2500 золотыми бляшками в виде  хищников семейства кошачьих – пантеры или барса. Очень интересны штаны царя, полностью расшитые мельчайшим золотым бисером диаметром менее 1 мм. На шее он носил массивную золотую гривну – символ царской власти. Это главный предмет коллекции весом в 1,5 кг и диаметром 23 см, украшенный десятью видами животных, словно движущихся по спирали в вечном движении. По центру гривны прямоугольный брусок, украшенный 137 пантерками. Видно, что одной фигурки не хватает. Видимо, эту гривну царь носил при жизни.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Среди украшений царицы золотая пектораль в форме полумесяца с изображением животных, а также две шпильки, украшавшие, скорее всего, её головной убор. Шпильки украшены такими же идущими по спирали животными, как на гривне царя. Большую шпильку длиной 35 см венчает полусфера, маленькую в 30 см – фигурка устремлённого ввысь оленя с большими ветвистыми рогами. Одни учёные считают, что олень в скифо-зверином стиле является символом смерти, другие видят в нём символ космоса и самой жизни, поднимающий человека после смерти к солнцу на своих золотых рогах. Накидка царицы также украшена золотыми бляшками в виде кошачьих хищников в количестве 2297 штук. При ней обнаружены бирюзовые, янтарные бусы и золотой браслет в виде плетёной косички, бронзовое зеркало и золотой ковшик.

Ценная находка, свидетельствующая о высокой цивилизации скифов, – кинжалы-акинаки царя и царицы. Рукоятки из золота украшены фигурками животных, а клинок – из железа, инкрустированного золотом. Наличие железа показывает уровень развития металлургии у древнего населения. Кроме того, был обнаружен кусок ткани, похожей на гобелен, что говорит о том, что скифы вели широкую торговлю с другими народностями.

Загадка царской четы

Всего в кургане обнаружено около трёх десятков могил. Царскую чету захоронили со свитой слуг, которые должны были продолжать им прислуживать и в загробной жизни. Скорее всего, слуги были умерщвлены насильно.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Так, на черепе одного из женских скелетов обнаружено четыре отверстия, сделанных предположительно ударами чекана. Это останки молодой женщины не старше 20–25 лет, возможно, наложницы царя, о чём свидетельствуют изделия, найденные рядом с ней: золотые серьги, бляшки и бусы из полудрагоценных камней, среди которых есть янтарные, состав камня схож с янтарём балтийского происхождения, что может говорить о том, что наложница могла быть привезена из этих мест.

Общественность долго дискутировала по поводу потревоженного скифского кургана, из-за чего, по мнению некоторых, в республике увеличилось количество смертей. Одни считали, что останки следует предать земле со всеми почестями, а другие выступали за то, чтобы сохранить их будущим поколениям в виде музейного экспоната.

«Мы не обладаем достаточными знаниями для совершения церемонии захоронения царя и царицы, – рассказывает директор музея, доктор филологических наук, академик РАЕН и РАСН Каадыр-оол Бичелдей. – Не знаем, какими ритуалами сопровождалась данная процедура, и сочли благоразумным сохранить останки царя и царицы доступными для обозрения посетителям музея и исследователям. После специального обряда, совершённого главными шаманами Тувы, постарались воспроизвести ту картину, которая была обнаружена при вскрытии могилы, и сочли необходимым вернуть царю и царице часть предметов, которые были обнаружены при них».

Останки царской четы в окружении сокровищ хранятся в камере с бронированными стёклами, где поддерживается благоприятный микроклимат, способствующий их бережному сохранению. Здесь же представлены бюсты царя и царицы, являющиеся реконструкцией, созданной по черепам. Царю на момент смерти было 50–55 лет, а царице 30–35 лет. В будущем музей собирается создать восковые фигуры царя и царицы, чтобы посетители могли более наглядно представить, какими они были при жизни.