Тайны старинной усадьбы. Что скрывает музей в таёжном городе Абаза?

В музее купеческой усадьбы немало тайников, а также полное собрание экспонатов истории развития рудника и Абазы. © / Марина Морозова / Из личного архива

Редкий дом имеет столько загадочных и таинственных историй, как усадьба, в которой разместился Абазинский историко-краеведческий музей.

   
   

В таёжном городе Абаза, отдалённой точке на карте Хакасии, каждый житель, кто искренне веря, а кто скептически, в курсе того, что музей охраняет привидение. А ещё говорят, что из подвала начинается подземный ход, который выходит на берег реки Абакан. Но подтверждения этих слов нет: вход замурован, и нет очевидцев, которые могли бы подтвердить сей факт, ведь усадьбе 125 лет.

Здесь жили мамонты

Исторический памятник, единственный, что остался в Абазе с тех времён, появился на берегу реки в 1895 году. У каменного здания, в котором сейчас находится музей, стены толщиной почти метр (90 см), крепкий, надёжный фундамент.

Фото: Из личного архива/ Елена Микульская

«Незадолго до постройки усадьбы в селе было сильное землетрясение, поэтому к возведению нового строения отнеслись основательно. В усадьбе всё продумано: в каменном здании был магазин, склады, контора, а ещё кухня, где питались работники, – рассказывает директор краеведческого музея Елена Микульская. – Во дворе просторные амбары, в них хранились различные товары. В большом деревянном доме с верандой купец Василий Кипреев жил со своей семьёй. Основную торговлю вёл с золотыми приисками, поставлял оборудование и всё необходимое в быту – домашний скарб, одежду, продукты. Когда власть стала меняться, он разорился и уехал из посёлка».

Первопроходцами в эти места считают казаков. Есть упоминание, что ими в 1768 году основана заимка Большой луг. Но места эти были обжиты ещё до нашей эры. Примерно в начале 30-х годов стихийно возник карьер для добычи песка.

«На его дне обнаружили древнее захоронение – человеческие кости, предметы оби­хода из глины, бронзы, железа. Археологическая служба Хакасии дала заключение, что они относятся к периоду тагарской культуры (VIII–III вв. до н. э.)», – Елена Микульская показывает музейную экспозицию: наконечники стрел, ножи, бронзовые и серебряные броши, каменные мельницы. Ещё бивни мамонта…

Отметили в Париже

Первые сведения о том, что здесь обнаружены запасы руды, относятся к 1856 году. Месторождение назвали Абаканской благодатью, от горы Благодать, где нашли железо.

   
   
Руда. Фото: Из личного архива/ Марина Морозова

Наиболее значимая в музее экспозиция посвящена истории железоделательного завода, построенного в 1867 году московским купцом Алексеем Кольчугиным. И для строительства, а потом и для работы на предприятии, на новую землю привлекали специалистов с уральских заводов, ссыльных поселенцев, безземельных крестьян сибирских губерний. Приезжий люд обустраивался и возводил дома, благодаря чему в тайге и появилось село, получившее название Абаканско-Заводское (ныне – город Абаза). Однако, несмотря на вложенные в дело огромные деньги, вместо прибыли у Кольчугина образовались большие долги, и его жизнь закончилась трагически…

Завод перешёл к крупному капиталисту и чиновнику из Петербурга Григорию Пермикину, но и он обанкротился. И с 1889 года заводом управляла рабочая артель.

«В 1891 году в Красноярск приезжает цесаревич, будущий император Николай II. В честь визита высокого гостя организовывают выставку, на которой также была представлена и продукция из Абазы. А в 1900 году образцы руды и изделия Абаканского завода попали на всемирную выставку в Париже и не остались незамеченными. После этого на завод в Сибирь приезжали представители английских кооперативов. Всех интересовало, насколько эффективно производством управляют рабочие. Такие у нас мастера были!» – не без гордости рассказывает директор музея.

Завод в миниатюре. Фото: Из личного архива/ Марина Морозова

На грани

Мастера были, а вот деньги... Артель не имела средств ни для расширения производства, ни для приобретения нового оборудования. И производство с 1911 года замерло. И в последующие годы рудник испытывал взлёты и падения. Словно злой рок тяготел над месторождением. Или хозяйка горы не желала расставаться со своим богатством?

Фото: Из личного архива/ Марина Морозова

С 1926 года работал лишь один цех, выпускавший плуги, кирки, лопаты, вилы. В 1943 году за подписью И. В. Сталина вышло распоряжение об организации Абаканского железного рудника с переоборудованием производства под нужды фронта. Через месяц здесь стали изготавливать снаряды. Потом опять затишье. В 1956 году руду добывали открытым способом, в начале 1960-х углубились в шахты.

В советское время многие жители стремились попасть на рудник: стабильная работа, хорошая зарплата. Но в годы перестройки многие предприятия обанкротились. Непростые времена настали и для завода. Ещё несколько лет назад он был буквально на грани ликвидации. И каждый раз с трудом, но находились решения по сохранению производства.

Дверь как экспонат

Накануне 1917 года усадьба принадлежала золотопромышленнику, изобретателю гидравлической добычи золота в России, почётному члену Академии наук России Еремею Андреевичу Черкасову. После революции здесь находился штаб народной дружины Абаканского железоделательного завода, штаб красных и погранотряд заставы, рабочий клуб с библиотекой, пункт милиции, фельдшерский пункт, магазин… А ещё усадьба попала в большое кино. В 1977 году киностудия им. Горького снимала фильм «Не ставьте лешему капкан». В кадрах можно увидеть дом с адресной таб­личкой: Набережная, 24.

Фото: Из личного архива/ Марина Морозова

Сегодня от построек остались каменное здание с подвальным помещением, просторные амбары, конюшня. Большой деревянный дом с верандой, где жил купец, увы, разобран. В старинном амбаре и дверь – экспонат. На ней купец Кипреев вырезал имена своих должников, которые остались на века.

Сегодня в просторном помещении действует выставка «Золото Хакасии». Здесь свой «журнал «Фобос» – подробная информация о золотопромышленниках, которые работали на территории Хакасии.

Золото добывали вручную. Из техники – лопата, кирка да лоток. Наш земляк, инженер-самоучка Еремей Черкасов, изобрёл гидромонитор – приспособление, заменяющее труд 400 человек. Гидромонитор, единственный на всю Хакасию, тоже в коллекции музея.

Городской краеведческий музей получил прописку здесь с 2003 года благодаря патриоту музейного дела Виленину Андрияшеву. В общей сложности он создал 11 музеев, но абазинский ему наиболее дорог.

«Он собрал более тысячи предметов музейного значения по истории Абазы, горного дела юга Енисейской губернии, выполнил художественное оформление экспозиций, – вспоминает Елена Микульская. – И добился своего: решением исполкома Абазинского городского Совета народных депутатов от20 июля 1988 года усадьба объявлена памятником истории с последующей передачей под музей. А два года назад Абазинскому музею присвоено имя В. В. Андрияшева. Дело деда продолжает его внук Данил, который трудится в музее».

Кто играет на рояле?

А ещё говорят, что в музее живёт приведение в образе женщины в белой одежде. Возможно, это красивая легенда. Но, как уверяют старожилы, однажды женщина-призрак прошлась мимо самого Виленина Андрияшева, который часто задерживался в музее. Её видели и строители, занимавшиеся ремонтом и реконструкцией здания. Они жили в одной из комнат музея. И рассказывали, что призрак в белой одежде не единожды появлялся ночью, прогуливался по комнатам, спускался в подвал.

Фото: Из личного архива/ Марина Морозова

В большом музейном зале до сих пор стоит немецкий рояль 1897 года выпуска, доставленный в Абазу из Санкт-Петербурга. Рабочие не раз слышали, как кто-то перебирает на нём клавиши… Есть даже любительский снимок с мероприятия. Кто-то сфотографировал, а потом обнаружил, что в кадре есть посторонние.

«Когда я здесь начала работать, было тревожно. Иногда возникало чувство, что по комнатам кто-то ходит. Проверяем – никого нет… А тут зеркало, крепко прикрученное к стенке, упало и разбилось», – вспоминает Елена Сергеевна.

Предположений, чья душа бродит по усадьбе, немного. Неизвестна судьба самой купчихи Анфии Кипреевой. Когда муж подался с насиженных мест, что стало с этой женщиной? Но большинство сотрудников музея склоняются к мысли, что это ключница Мария Салова, преданно служившая хозяевам.

Фото: АиФ/ Марина Морозова

Кстати, старожилы помнят о золоте, которое намыли на таёжных приисках в 1919 году и привезли из артелей в усадьбу в специальных сейфах. И чтобы оно не попало ни в руки большевиков, ни белогвардейцев, ни восставших казаков, якобы прикопали золотишко на территории усадьбы или неподалёку от неё. И не нашли до сих пор. Так, может, этот клад и охраняет призрак?

Много тайн хранит здание музея. Может, когда-нибудь они будут раскрыты.