Единственный музей, где посетителям на входе выдают не бахилы, а унты, уникальнейшая лаборатория по изучению мерзлоты, настоящее ледяное царство, капсулы времени для будущих поколений, эксперимент по сохранению на тысячелетия представителей флоры и фауны – всё это музей вечной мерзлоты в Игарке.
Добраться до него непросто. Игарка расположена за полярным кругом. Но подобные экспонаты не встретишь ни в одном другом музее мира. Экскурсия стоит того! О том, какие ещё сокровища хранятся в вечной мерзлоте, «АиФ-Красноярск» рассказала заведующая отделом истории музея Анна Усольцева.
Пять этажей подо льдом
Главная достопримечательность города – это музей. Изначально, в 30-е годы прошлого века, подземелье за полярным кругом строили как лабораторию по изучению физико-механических свойств вечной мерзлоты. Север тогда активно развивался и застраивался. Исследования были необходимы учёным, инженерам и строителям. И они продолжаются до сих пор, даже после того как ледяная лаборатория была передана краеведческому музею.
Уникальность ещё и в том, подчёркивают специалисты, что «стены» подземного музея состоят из сегрегационного льда, то есть прослойки льда чередуются с грунтом. По оценкам экспертов, этой мерзлоте более 49 тыс. лет! При этом в музее нет никаких охлаждающих установок. Всё сохраняется природой.
Холодная консервация
Именно это свойство вечной мерзлоты – сохранять температуру – подтолкнуло создателей музея к самым неожиданным экспериментам. К примеру, Михаил Иванович Сумгин, основоположник советского мерзлотоведения, автор многочисленных научных работ, автор первого пособия для студентов МГУ, учёный секретарь, заместитель председателя Комиссии (впоследствии Комитета) по вечной мерзлоте при Академии наук СССР, предполагал таким образом сохранить в веках существующие формы животных, растений и даже останки людей разных рас. Чтобы в далёком будущем потомки могли получить более обширную и достоверную информацию о них. Эксперимент не удался. Для такого хранения, чтобы не происходили процессы гниения, необходимо поддерживать постоянную температуры не выше минус 15 градусов. Даже гербарии в ледяном глянце сотрудникам приходится регулярно обновлять.
Зато мерзлота хранит капсулы времени, закладка которых для потомков была так популярна в советский период. Одну из них надо вскрыть в 2029 году, к 100-летию города, другую – в 2045 году, к 100-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эти капсулы – тоже своеобразный эксперимент по хранению документов в вечной мерзлоте.
Самая секретная стройка Сталина
В состав краеведческого комплекса входит отдел истории, который хранит не менее интересные факты о периоде строительства и расцвета одного из самых северных городов страны. В июне 1929 года на берег высадились первопроходцы. А в ноябре в молодом городе Игарке уже работал первый лесозавод.
Отдельная экспозиция посвящена сверхсекретной сталинской стройке № 503 – железной дороге Салехард – Игарка. Самая северная в мире магистраль должна была соединить эти удалённые районы с европейской частью страны. Глобальное строительство, в котором было задействовано, по разным подсчётам, от 40 до 60 тыс. человек, шло с 1949 по 1953 год. По проекту дорога должна была иметь протяжённость 1200 км. Построили в сложнейших условиях вечной мерзлоты, тайги, бездорожья 911 км. Следы строительства и части железнодорожного полотна до сих пор можно встретить в глухой сибирской тайге.
Память о вожде
Часть экспозиции музея посвящена вождю народов, который тоже имеет непосредственное отношение к этим отдалённым местам. Иосиф Джугашвили отбывал ссылку в Туруханском районе в селе Курейка с 1913 по 1916 год. А в 1938 году в месте его пребывания в ссылке собрали копию рыбацкой избушки, в которой был создан музей Иосифа Сталина.
Но этого показалось мало. На берегу Енисея построили пантеон вождя – с уникальными вентиляционными шахтами, системой отопления и освещения, которая имитировала северное сияние, мраморной облицовкой и стенами, покрытыми красным бархатом. Перед зданием разбили сквер, высадили голубые ели и установили десятиметровую скульптуру Сталина. Все пассажирские суда, которые проходили по Енисею, обязаны были причалить у Курейского берега, а все без исключения пассажиры – посетить пантеон. И так вплоть до 1953 года.
Кстати, в 2006 году местный предприниматель попытался восстановить музей для привлечения туристов. Даже установил гипсовую скульптуру Сталина. Но местные жители снесли её в тот же день.