Ростом цен на бензин уже никого не удивишь, но то, что происходит в последнее время, настораживает. Дизельное топливо подорожало на три рубля с начала года, последние полтора месяца на самой бюджетной заправке стоимость бензина повышалась шесть раз и увеличилась больше, чем на рубль. Чего ждать дальше?
Отвечает организатор Союза владельцев независимых АЗС Михаил Кичайкин:
«В Красноярском крае ситуация ещё сравнительно благополучная: в отличие от центральных и южных районов страны, где бензина не хватает, у нас нет дефицита по нефтепродуктам. Цены, оптовые и розничные, тоже одни из самых низких в России. Оптовые цены с начала года выросли существенно: летнее дизельное топливо подорожало на 6 тыс. за тонну (14%), бензин - тоже на 6 тыс. (12%). В рознице пока такого повышения не произошло, но роста не избежать. Каким он будет, предсказать сложно, потому что никаких сдерживающих факторов не осталось. Рынок производства окончательно монополизировался, и рыночные инструменты не работают. Это может быть и 50 рублей за литр, и 100 рублей. На сегодняшний день, несмотря на такой существенный рост, превышающий инфляцию, антимонопольный комитет говорит о том, что всё в рамках рыночной экономики.
Кроме того, производителям бензина гораздо выгоднее отправлять его на экспорт, где он стоит дороже, и переводить по нынешнему курсу в рублёвую прибыль. Повышение будет продолжаться, пока не упрётся в психологический максимум, когда будет выгодней не экспортировать нефтепродукт, а, наоборот, импортировать, то есть в розницу это 1,5-2 доллара за литр. Уже сейчас на Западе нефтепродукты завозят из Белоруссии, но вскоре мы будем завозить топливо из Финляндии, Казахстана и Китая. При текущем положении вещей, это может произойти уже в ближайшие пять лет».