Прогулка по жерлу вулкана. Загадки Николаевской сопки

450 млн лет назад здесь извергалась магма. © / Кадрия Катцина / АиФ

Окрестности Красноярска удивляют не только своим живописным видом, но и историей. И мы не узнали бы о тех удивительных событиях, которые происходили здесь многие миллионы лет назад, если бы не геологи, знающие множество интересного о горных породах нашей местности. Корреспондент «АиФ-Красноярск» прогулялся с геологами и узнал, что было на месте Николаевской сопки 450 млн лет назад.

   
   

Путешествие к жерлу самого настоящего вулкана началось от конечной остановки «Академия биатлона» – любой желающий сможет без особых сложностей добраться сюда на общественном транспорте или автомобиле. Известный в Красноярске серпантин, с которого видно весь город, 450 млн лет назад извергал магму, но мне до сих пор в это не верится. На протяжении всего пути я буду искать доказательства, без них так и не поверю, что прикасалась к древнему огненному гиганту. Наше путешествие началось у подножия горы Николаевская сопка. Эта гряда носит название Долгая грива, но многим горожанам она известна под своим более старым именем – Гремячая грива, её высота – 505 метров.

Застывшая лава

  От красноярской Николаевской сопки до Дивногорска идёт гряда вулканов, их были десятки, и они активно извергались. Никак не укладывается в голове, что на нынешнем излюбленном месте лыжников и сноу­бордистов был вулканический ад. Хоть бы один правдоподобный факт нашёлся тому, что мы сейчас стоим на месте канала, по которому из вулкана выходила лава. И у специалистов музея геологии Центральной Сибири, которые и организовали эту познавательную экскурсию, таких фактов оказалось много. Одно из самых важных доказательств присутствия здесь в далёком прошлом вулканов – сама порода, имеющая вулканическое происхождение. Стоя перед искусственным обнажением, сложно поверить в то, что это и есть застывшая много веков назад лава. Преимущественно в составе горной породы встречается сиенит-порфир – минерал, который имеет субвулканическое происхождение, что означает, что он остывал на большой глубине.

Порода остывала на глубине примерно полутора километров, и это говорит о том, что Николаевская сопка была выводным каналом магмы, жерлом. «Десятки вулканов трещинового типа тянулись до Дивногорска. Они извергались, и, кстати, у Дивногорска толщина лавового потока больше, чем здесь, она достигала более 3 км. Если говорить о том, как выглядел вулкан, то он был большим, высотой приблизительно 2 км. Исследовать подробнее породы на Николаевской сопке удалось благодаря строительству дороги, обнажения здесь ровные, потому что площадку выравнивали взрывами. Геологи смогли установить возраст пород и стали использовать это место для обучения будущих специалистов, – рассказала научный сотрудник музея GEOS Анна Лопушенко.

Дедушка Енисей

Енисея ещё не было, когда здесь извергались вулканы. Он появился 35 млн лет назад, это вполне почтенный возраст, а вместе с ним появились Базаиха, Мана, Слизнево, Лалетино. Все эти реки начали свою активную деятельность в один временной период. Они стали разрушать породы, которые там находились, что привело к формированию того ландшафта, который мы сейчас видим. Русло Енисея проходит по рифтовому разлому: вода всегда ищет понижение в рельефе и заполняет его.

К моменту появления Енисея вулканы уже были разрушены, это произошло ещё в девонском периоде. В это же время происходило накопление красноцветной глины, которую все жители Красноярска видят на Караульной горе. Мы уже находили сердолик у берегов Качи – это как раз ещё один факт, подтверждающий существование здесь вулканов. «Когда вулканы стали остывать, включились гидротермальные процессы, и в полости проник раствор с диоксидом кремния. Эти полости заполнились кварцем, халцедоном», – пояснила Анна Лопушенко. Позже произошло поднятие Восточного Саяна и началось образование рек.

Кстати, любимые всеми красноярцами Столбы тоже образовались благодаря активному магматизму в тот же период времени. Они имеют кристаллическую структуру. Порода, присутствующая там, свидетельствует об этом. Если на Николаевской сопке есть сиенит-порфиры, то на Столбах – их глубинные аналоги, сиениты. Это значит, что остывали Столбы глубже на 3–4 км, чем Николаевская сопка. Удивительно: они же вот, совсем рядышком, через Енисей, и находятся на одном уровне.

   
   

«Это связано с тем, что Енисей проходит по рифтовому разлому – это большая трещина. Правый берег относительно левого поднят почти на 5 км. Напрашивается вопрос: почему же мы не видим огромных гор на правобережье? Ответ прост: в природе всегда происходит процесс выветривания, разрушения горных пород. Это происходило в течение длительного периода, и сейчас рельеф уже сгладился. То есть если здесь мы пробурим скважину на 3 км вниз, то сможем найти те же породы, что и на Столбах. Возможно, что через десятки миллионов лет здесь, на Николаевской сопке, покажутся те породы, которые сейчас есть там. По сути, красноярские Столбы – это останцы выветривания, и они выглядят сейчас так, потому что находятся в зоне речной сети. Реки активно разрушают горные породы и формируют свою долину», – продолжает Анна Лопушенко.

А где же горы правобережья?

Это путешествие для меня – настоящая машина времени, которая уносит на 600 миллионов лет назад. Удивительно всё! До Енисея и бурлящего извергающегося ада на месте нынешнего Красноярска было самое настоящее тёплое море. В нём водились теплолюбивые животные, археоциаты, кораллы, трилобиты. На Торгашинском хребте можно увидеть дно этого древнего моря. Там есть скальные выходы из тёмно-серого известняка, в нём вполне можно обнаружить остатки этих древних организмов, тех самых археоциат.

Закаменевшие кусочки магмы. Фото: АиФ/ Кадрия Катцина

К этому же временному периоду относятся породы, располагающиеся на Красивом берегу в Академгородке. Это местные горные «старожилы», породы более старшего возраста на территории города ещё не находили. В это время не существовало даже открытых форм жизни.

«Красноярск и его окрестности уникальны. К нам приезжал Владимир Обручев, великий русский геолог, писатель. Он проводил практики на территории Красноярского края и привозил сюда, в район Базаихи, своих студентов из Томского государственного университета. Именно он провёл первую съёмку Столбов», – продолжает Анна Лопушенко.

Прогулка по Николаевской сопке никого не может оставить равнодушным. Когда понимаешь, что прикасаешься к застывшей много миллионов лет назад лаве, это восхищает. Здесь Красноярск как на ладони, можно и другие геологические объек­ты разглядеть. Если вы хотели внести в свою жизнь новые ощущения, попробуйте прогуляться по вулкану, посмотреть на Красноярск и представить, что Енисея когда-то не было, а единственными живыми организмами здесь были морские членистоногие и губки. Удивительное не обязательно искать где-то далеко, оно рядом, прямо на Николаевской сопке. После такого глубокого погружения в историю родных мест любовь и уважение к природе преумножаются.