Необходимость разработки методологии неправительственной этнологической экспертизы обсудили участники круглого стола Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). Это механизмы взаимодействия для взаимовыгодных договоренностей между бизнесом, властью и коренным населением регионов, затронутых промдеятельностью.
«Неправительственная этноэкспертиза может применяться не только в случае ЧП, но и для предварительной оценки последствий greenfield-проектов, и в текущей деятельности предприятий. Для многих зарубежных компаний предварительная оценка последствий реализации проектов в отношении коренного населения является устоявшейся практикой», — заявил Николай Доронин, председатель правления ПОРА.
Пока правила проведения этноэкспертизы не определены на законодательном уровне, хотя определение сформулировано в федеральном законе: это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
«Таймыр прошел важный опыт по этноэкспертизе [последствий разлива топлива на норильской ТЭЦ-3]. Его важно закрепить, потому что Арктика — хрупкая экосистема. Для сохранения традиционного уклада жизни надо организовать четкое взаимодействие с промкомпаниями и государством. Это мощнейший механизм, который помогает промкомпаниям, общинам, федеральными структурам сесть за стол переговоров», — сообщил вице-президент Ассоциации КМН Севера, Сибири и ДВ РФ Сергей Сизоненко.
В ближайшее время будет сформирована рабочая группа по созданию методологии этноэкспертизы. Ее планируется представить на Таймыре на Форуме-2022 Федерального агентства по делам национальностей.
ПОРА выступил оператором этноэкспертизы последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 Норильска в 2020 году. В результате общинам КМН Таймыра было выплачено более 190 млн рублей.