Красноярск, 11 июня — «АиФ на Енисее». Особенно она помогает детям с ограниченными возможностями, которые зачастую лишены общения в среде сверстников. Лошадь становится для ребёнка настоящим другом, с которым он ждёт встречи.
Лечение с увлечением
В Красноярске Центр иппотерапии начал работать в 2001 году. Каждый год здесь по спортивным, оздоровительным и реабилитационным программам занимается до 100 человек.
Фото из архива КЦИ |
Одиннадцатилетняя Анжела Авитян на лошади уже 5 лет. Детский церебральный паралич не давал ей нормально двигаться, шансов ходить без помощи взрослых было мало. Тогда девочку записали на иппотерапию.
- Недавно проходили медицинскую комиссию, врачи сказали, что в здоровье есть заметные улучшения, - рассказывает Гульнара, мама Анжелы. - Ходит самостоятельно и достаточно уверенно, начала писать прописными буквами.
Сейчас девочка занимается адаптивным конным спортом, а когда-то верхом без поддержки мамы не могла сидеть.
У Кристины Захаровой схожий диагноз. Но за три года занятий изменилось не только её физическое состояние, она стала более уверенной.
- У дочери были проблемы с общением со сверстниками, постоянно цеплялась за меня, - рассказывает Татьяна, её мама. - Теперь она стала более открытой, общительной, приобрела много новых знакомых. Гордится своими многочисленными грамотами, медалями, кубками... Главная её цель - паралимпийские игры.
А вот одиннадцатиклассник Иван Братилов - уже кандидат в паралимпийскую сборную. Лошадок любил с детства, но из-за болезни опорно-двигательной системы даже не мечтал, что когда-нибудь будет сидеть в седле, а тем более профессионально займётся спортом. Но уже этой осенью он будет участвовать в международных соревнованиях.
И друг, и массажёр
Все нынешние «конные» спортсмены сначала проходили курс реабилитации иппотерапией.
- Анатомически лошадь устроена уникально, - рассказывает Татьяна ЧЕРНЯЕВА, директор центра. - Когда ребёнок лежит у неё на спине, он невольно расправляет плечи, поясницу, одновременно идёт естественный массаж с разогревом. Во время верховой езды имитируется работа мышц наездника, тело запоминает полученный опыт.
Через несколько месяцев регулярных занятий дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата уже чувствуют себя на коне уверенней, а через годы - свободно управляют лошадью.
Для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и интеллекта лошадь становится связующим звеном между их внутренним миром и окружающей реальностью. Доверие к лошади постепенно перерастает в доверие к миру, к людям.
Во время занятий рядом с детьми находится коновод, инструктор и страхующий. Инструктор составляет программу реабилитации для каждого ребёнка, а потом следит за ходом выполнения заданий. Задача коневода - предугадать поведение лошади, мягко остановить, если она понеслась от резкого шума, погладить и успокоить, если она разволновалась.
- Не каждая лошадь способна работать с больными пациентами, - рассказывает Анна ГАНТИМУРОВА, инструктор иппотерапии. - Прежде всего важен характер лошади, её спокойный, послушный и дружелюбный нрав.
Курс длится не менее шести недель, а при сложных заболеваниях занятия могут растянуться до трёх, а иногда и до пяти лет.
- Наша задача - не обучить детей гарцевать на лошади, а сделать так, чтобы благодаря занятиям улучшилось их физическое здоровье, повысилась их самооценка и уверенность в себе, - говорит Татьяна Черняева.
Смотрите также:
- Педагог с «пулей» в голове. Сибирячка нашла себя в работе с малышами →
- Если ребенок не хочет идти на тренировку, надо ли его принуждать? →
- Четверть красноярцев считают, что дети мешают строить карьеру →