Можно ли вернуть лицо? В Красноярске выполняют уникальные операции

Операция помогает вернуться в общество. © / Фото центра «Эпитетика»

Если человеку удалили часть лица, физически он может поправиться, а полноценно вернуться в общество – нет. До недавнего времени жизнь таких людей замыкалась в четырёх стенах. Новая технология, которую передали нашим врачам немецкие коллеги, даёт возможность жить нормальной жизнью: общаться, работать. 

   
   

Как жить без носа?

В Красноярске ежегодно рождается около 300 детей с расщелиной нёба, губы и другими врождёнными дефектами лица. Ещё 100 - приобретают дефекты, 72% из них - вследствие онкологических операций, остальные - в результате травмы. Все они крайне нуждаются в помощи. Если раковая опухоль поразила лицо, зачастую остаётся один выход - удалить её вместе с носом, ухом, скуловой костью и другим. Понятно, что с таким тяжёлым дефектом социальная жизнь человека сводится к минимуму - по сути, он становится затворником. Даже близким бывает нелегко привыкнуть к изменившейся внешности.

- Мне сделали операцию в 2006 году, пришлось удалить нос из-за опухоли. У хирургов онкоцентра золотые руки - от рака избавили. Но как жить без носа? Несколько раз делали восстановительные операции, чтобы соорудить хотя бы подобие носа. Четыре года назад операция длилась 12 часов, брали с руки лоскут кожи, но он не прижился, - рассказывает пациент Сергей ШВАЙКОВ.

Современные технологии позволяют добиваться фантастических результатов. Фото: Фото центра «Эпитетика»

На этом фоне технология, которую разработали немецкие врачи, кажется чудом. Эпитез - часть лица из специального силикона - крепится на клей или магниты. На вид и даже на ощупь отличить её от настоящей почти невозможно: рисунок, цвет кожи, сосудистая сеточка повторяют собственные.

«После хирургического вмешательства, химио- и лучевой терапии восстановить лицо с помощью пластики не всегда возможно. Когда удаляется гортань, то человек теряет голос, ему сложнее дышать. Эпитез позволяет не только полноценно дышать, но ещё и говорить. Это серьёзно реабилитирует пациента в обществе, восполняет сразу несколько функций», - объясняет Андрей МОДЕСТОВ, главный врач Красноярского краевого онкологического диспансера им. А. И. Крыжановского.

Сергею Швайкову сделали новый нос по последней технологии - на магнитах. Мужчине трудно передать свои чувства.

- После последней операции жизнь изменилась. Уже выходил в люди - никто не замечает, что на лице протез. Он выглядит в точности так же, как мой родной нос. Я снова человеком стал.

   
   

Хирургический этап - удаление опухоли - делают в онкоцентре. Уровень наших хирургов очень высоко оценён немецкими коллегами. А вот этап реабилитации пациента раньше в полной мере не выполнялся.

Кстати
Современные технологии позволяют добиваться фантастических результатов. Например, у человека нет верхней челюсти и, конечно, зубов на ней. Тогда на малой берцовой кости устанавливаются имплантанты, и когда они приживаются, этот кусок кости с сосудами и местными тканями пересаживается на место челюсти, а на него фиксируются зубы.

Уши на магнитах

Новую технологию внедрили в Российско-германском центре «Эпитетика». Работа по реабилитации людей с челюстно-лицевыми дефектами началась три года назад. 

- Приезд немецких врачей в конце августа - это уже третий этап большой работы. Осенью 2015 года мы освоили создание эпитезов из силикона - это ювелирная работа, в которой сочетаются художественное чутьё и технические знания. Были сделаны первые операции, тогда эпитезы крепились на специальный клей, - рассказывает Сергей НИКОЛАЕНКО, профессор, руководитель Российско-германского центра «Эпитетика».

Реабилитация пациента состоит из двух основных этапов. Первый - это удаление опухоли и введение в кости черепа имплантантов - структур, на которые потом крепятся отсутствующие части лица: нос, ухо, глазница с искусственным глазом. Второй - прикрепление эпитезов, которые ещё нужно сделать. Для этого в Красноярске создана лаборатория, где по адаптированной немецкой технологии из силикона изготавливаются эпитезы, каждый сугубо индивидуально.

Хирургические имплантанты, каркас - навсегда, а силиконовый протез надо менять. В Германии он служит 3 года, у нас - год-полтора. Причина - плохая экология, экстремальные температуры. Чтобы обеспечить пациентов эпитезами, необходимо иметь собственное производство и специалистов. Пока в России вообще нет такой специальности, как эпитетика. Обучение проходит в Германии. Начинающий специалист помогает опытному и, сдав экзамен, получает право на самостоятельную работу. А чтобы обучать других, нужно стать мастером и пройти ещё один экзамен. Так создаётся цепочка непрерывного профессионального образования.

Мнение
«Эктопротезирование рекомендуется в 10-20% случаев травматических дефектов лица, - говорит Галия ГАБИДУЛЛИНА, начальник отдела организации медицинской помощи министерства здравоохранения края. - Так как эктопротезирование не относится к числу жизненно необходимых хирургических вмешательств, в программу ОМС оно не включено. Тем не менее, если речь идёт о жизни пациента, министерство здравоохранения края имеет возможность направить его в клиники Москвы или Санкт-Петербурга за счёт бюджета. В настоящее время обсуждается возможность создания центра эпитетики в рамках частно-государственного партнёрства».

Смотрите также: