Не хотел писать конспект. Учитель в Канске едва не задушил шестиклассника

Педагога от уроков отстранили. © / Александр Горбунов / АиФ

Учителя физкультуры в Канске (Красноярский край) обвиняют в применении физической силы к шестикласснику. Родители написали заявление в полицию – у ребенка  гематомы на шее и ссадина на щеке. Но главное - у мальчика стресс. Общество же встало на сторону учителя, и считают скандал раздутым. В ситуации разбирался корреспондент krsk.aif.ru.

   
   

С чего всё началось?

Кадры видеозаписи, сделанной на телефон одного из учеников 6 класса школы №5, облетели все социальные сети вместе с сообщением мамы из чата класса (пунктуация и орфография сохранены):

«Уважаемые родители! До последнего не хотела выносить, но придётся раз они начинают наших детей обвинять во всем. Моего старшего ребёнка 6 класс в понедельник 24 числа учитель физкультуры душил в прямом смысле этого слова, таскал по классу и так далее, были сняты побои так как у ребёнка вырван кусок с щеки и кровотеки на шее сейчас мы на больничном, с ребёнком работает психолог так как ребёнок находится в ужасном состоянии, заявление написано в полицию, побои сняты, вчера приходила в школу разбираться».

На видео (без звука) видно, что урок проходит в классе и педагог удерживает ученика у доски, тот вырывается, но мужчина держит его, даже, кажется, приобнимает и похлопывает по спине, пытаясь утихомирить. Именно поэтому в комментариях к посту многие встали на сторону учителя, кто-то знал его лично и говорил, что он на такое не способен и, скорее всего, ученики подставляют его, потому что на видео реально никаких побоев не видно.

Что говорят одноклассники?

Позже одноклассники скажут, что видео начали снимать не сразу, а когда напугались, что мальчику будет нанесён серьезный вред. Хотя в переписке в комментариях к посту они же уверяли, что видео с побоями было, но его якобы руководство школы заставило удалить. Вызывает вопросы и то, что видео было выложено без звука (а после со звуком, но эта аудиозапись явно не имеет отношения к этой истории). При этом некоторые очевидцы утверждают, что мальчик заплакал, а они просили учителя его отпустить. О том, что происходило в классе, «АиФ» рассказала одноклассница (имя не называем по понятным причинам).

«Ученику поставили двойку. Он не стал писать конспект, считал, что смысла уже нет, вёл себя плохо. Учитель чтобы успокоить его, сел с ним за парту, но он пересел и так несколько раз. Учитель рассердился и потянул его за шею к доске и начал держать за шею сзади. Мой одноклассник пытался уйти и вырывался, но учитель его не пускал и так продолжил урок, заставил писать конспект, облокотив на первую парту. Это происходило быстро, а у ученика была ручка, и он ею поцарапал щеку. На его шее и щеке были очень яркие кровопотёки. Учитель спросил, не больно ли ему. Ученик ответил "больно", но тот продолжил урок».

   
   

По словам девочки, учитель им давно не нравился, обвинял их в том, чего они не совершали, но подтвердила, что они себя тоже не всегда вели адекватно, именно поэтому урок физкультуры у них проходил в классе, а не в спортзале – это было наказание до конца четверти.

Показания мамы

Мама мальчика рассказала, что заметила синяки и ссадины дома во время ужина, сын не хотел рассказывать, что случилось и заплакал, а потом признался.

«Я собрала ребенка и повезла его в травмпункт. Параллельно написала в родительский чат, слова ребенка мне подтвердили. В школе же встали на сторону учителя. Сам педагог сначала обвинил во всём моего ребенка, что он чуть ли не монстр.  Дети не идеальны, но не настолько, чтобы душить… А когда узнал, что я написала заявление в полицию, стал извиняться, признал свою вину. Но нам эти извинения уже ни к чему. Почему если ребенок так себя ведет, мне ни разу никто не пожаловался. А сейчас сын не хочет идти в школу, потому что его унизили на глазах всего класса, боится, что будут над ним смеяться», - говорит Анастасия Рубченко.

Ответ школы

И.о. директора школы с журналистами беседовать отказалась, даже не выслушав по какому поводу звонят. Извинилась, сообщив, что комментарии не дают и бросила трубку. Позже корреспонденту удалось связаться с завучем школы и получить характеристику на 21-летнего учителя физкультура Дмитрия Лебедева.

«Это молодой специалист, работает в школе всего год, закончил Канское училище с красным дипломом, имеет необходимые профессиональные и психологические качества, чтобы обучать детей. Учитель качественно преподавал. Сейчас идёт расследование и всё, что от нас требуется, мы следственным органам предоставляем, в том числе характеристику на педагога», - рассказала заместитель директора Ирина Козлова.

Под контролем прокуратуры

В связи с высокой общественной значимостью материалы проверки о применении педагогом физической силы к ученику Канской межрайонной прокуратурой изъяты из органа полиции г. Канска и переданы в территориальное подразделение СК РФ для проведения дальнейших процессуальных действий. Ход и результаты будут контролироваться прокуратурой.

При этом прокуратура внесла представление с требованием отстранить учителя от педагогической деятельности, решается вопрос о привлечении руководителя школы к административной ответственности за нарушение права на образование. В прокуратуре отметили, что ребенок не зарегистрирован в органах системы профилактики, характеризуется удовлетворительно.

Советы юриста

Юрист Марина Кондратюк:

«Если вашему ребенку нанесены телесные повреждения, первое, что нужно сделать,  зафиксировать побои и написать заявление в полицию, а лучше сразу в прокуратуру. Будет назначено расследование. Параллельно подавать заявление в школу, в управление образование города или министерство образование, чтобы педагога отстранили от работы. Если есть какие-то еще свидетельства – видео, фото, аудиозаписи, приложить и их.

В зависимости от того, есть ли угроза жизни и здоровью, будет возбуждено уголовное дело, если нет -  административное. В любом случае, такой человек не должен работать с детьми. Он не умеет себя контролировать, как бы себя не вели дети, есть разные инструменты воздействия на них, но ни в коем случае не применять силу. Единственное, когда можно оправдать применение силы, если действия ребенка наносили вред жизни и здоровья другим людям. Во всех остальных ситуациях  педагог не прав, а какое наказание он понесёт, уже будет решать следствие. В завершении родители могут обратиться в суд о возмещении морального ущерба».

Что говорит психолог?

Клинический психолог-реабилитолог, специалист по детскому и подростковому развитию, семейный консультант Инна Драчёва:

«70% детей, с которыми я работаю – это психотравмы, полученные не в семье, а в детских садах и школах. И их лечить очень тяжело. Учитель не имеет право трогать ребенка. За такие поступки нужно наказывать по всей строгости. Сегодня он разозлился и грубо  схватил ребенка за воротник, а что он может натворить завтра в состоянии аффекта? Это первые звоночки, нужно исправлять сейчас, потом может быть поздно. Педагог должен уметь договариваться с ребенком без применения силы – в этом и есть его профессионализм и не надо вспоминать, что было раньше. Считаю, что прежде чем взять педагога на работу, он должен  проходить психолого-психиатрическую экспертизу, глубокую, а те так, как делают сейчас для галочки,  отчего в системе образования попадают люди с психическими нарушениями, отклонениями и даже заболеваниями. И таких становится больше, потому что в школах работать никто не хочет – качество условий работы очень низкое,  на учителях колоссальная нагрузка по количеству часов. Нужно вести серьёзную работу с педагогами, помогать им эмоционально разгружаться, тогда не будет вот таких инцидентов».