Акции или рыночная манипуляция? Как покупать в период тотальных распродаж?

Как распознать хитрости продавцов? © / Екатерина Баулина / АиФ

Миллионы россиян в эти предновогодние дни устремились в недорогие супермаркеты, модные моллы и на дешёвые рынки. Купить продукты на праздничный стол, подарки родным и друзьям, а иногда и существенно обновить домашнюю утварь, приобрести быттехнику или большой телевизор, о котором мечтал весь год. Как покупать в период тотальных распродаж и не прогадать? «АиФ-Красноярск» выяснил у экспертов, так ли привлекательны цены в сезон распродаж или есть более благоприятное время для покупки, чем предпраздничные дни.

   
   

Когда бросовые цены?

По данным исследований, именно новые и крупноформатные ТВ-гаджеты чаще всего покупают перед самым Новым годом. Шутка ли: судя по рекламным плакатам, цены в эти предпраздничные дни снижаются на большинство товаров на десятки процентов. Возникает ощущение, что продавцы и поставщики работают себе в убыток.

Каково же бывает разочарование страждущих товаров с космическими скидками, когда они узнают, что ещё накануне сейлов эти же товары стоили часто столько же, а иногда и дешевле.

«Три года назад решила купить холодильник. Новый, хотя старая «Бирюса» по-прежнему морозила, как и 20 лет назад, без сбоёв. Но хотелось технику нового поколения, без изморози и подтёков воды. А тут счастливый случай: подруга купила на распродаже два холодильника сразу. И цена была на 20% ниже старого прайса. Потом один мне решила продать. Я благоразумно отказалась от сделки, – рассказывает красноярка Наталья. – Купила холодильник в конце января, обошёлся на 10 тыс. рублей дешевле, чем тот, что предлагала подруга, купившая со скидкой». 

Эксперты советуют ходить на распродажи в конце января – начале февраля, между Новым годом и 23 февраля. Тогда у торговцев возникает дефицит оборотных средств после пика продаж в канун Нового года, и настоящие бросовые цены надо ловить после разрекламированных распродаж.

«Правда» и правда

По мнению независимого эксперта ритейла Виктора Бахова, если говорить о стратегии промоскидок и их «правдивость», то они отличаются в зависимости от видов рынка.

«Продуктовая розница каждый год в канун Нового года традиционно делает скидки. И они достаточно существенные. Потому что это связано с высоким сезоном. В нашей стране принято как следует наесться-напиться на год вперёд. И люди удовлетворяют свои потребности, раскупая деликатесы. Невозможно создать объём неликвидов или некачественных товаров, экономически это нецелесообразно. Заказы торговые объекты делают загодя, за несколько месяцев, под рост продаж», – считает он.    
   

Однако есть подводные камни. В продуктовом ритейле доля промопродаж (товаров с максимальной скидкой и по самой низкой цене) перешагивает за треть от всего объёма сбыта. «В некоторых категориях 60-процентная скидка не редкость для товаров повседневного спроса. Ещё появляются программы рассрочек платежей. Поэтому промоцены перестают выделяться во время предновогодних распродаж», – добавил эксперт.

По его словам, если 4–5 лет назад скидки могли достигать рекордных 60% по отношению к среднегодовым ценам, то сейчас средние скидки не превышают 20–40% от основного прайса. Зачастую их значения будут меньше из-за инфляции, которая измеряется в среднем по году по многим продуктам в 15%. Эти обесценивающие проценты сразу отнимаются от скидки покупателям.

Перечёркнутый ценник

На рынке продуктов ситуация иная. Множество табличек практически в каждом магазине красуются с перечёркнутой красной полосой ценой. Новая цена сулит большие выгоды. Вот конфеты по цене на 100 рублей ниже обычного. Вот рыба, в полтора раза дешевле предновогоднего прайса. Вот цена на икру, на 50% более выгодная, чем раньше. А кальмары, например, наоборот, стали в два-три раза дороже. Примерно по такой же предновогодней цене уходит влёт и якобы дисконтное шампанское, и апельсины, и мясо.

В этой разнонаправленности цен кроется одна известная уловка: покупатель придёт за подешевевшим товаром, заодно купит резко подорожавшие. Так устроена психология маркетинга, иными словами, рыночная манипуляция.

Однако надо принимать во внимание и сбой поставок деликатесов, и инфляцию, официальный уровень которой приближается к 8% годовых. Именно на столько в среднем подорожали многие товары за год.

Тут надо вспомнить про макроэкономику, которая самым прямым образом сказывается на кошельках красноярцев. Например, по итогам заседания 17 декаб­ря Банк России повысил ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов, до 8,5%. Главным фактором стал рост инфляционных ожиданий до 14,8%, значительно увеличившихся по сравнению с предыдущими месяцами. Вероятно, считают аналитики, это произошло под влиянием ускорения роста цен на продукты питания и заметного ослабления рубля. Банк России традиционно расценивает фактор ожиданий как один из показателей, способных затормозить замедление инфляции в будущем.

Каковы последствия такой маркоэкономики? Как следствие, 63% сибиряков собираются в новом году экономить деньги. А распродажа – один из способов сэкономить средства. Но как это правильно сделать, чтобы не разориться?

Промтоварные хитрости

С продуктами есть ещё один нюанс. Цены на большинство товаров можно при желании отследить заранее и даже сделать ранние закупки, особенно таких продуктов, которые могут находиться в заморозке, вроде рыбы, мяса, мороженого. 

А как распознать хитрости продавцов крупной бытовой техники, которая тоже в топе предпочтений красноярцев перед праздниками?

Владелец интернет-магазина «умной техники» для дома Кирилл Нефёдов говорит, что источник распродаж, как правило, рекламный бюджет. Вместо затрат на продвижение товара поставщики готовы поступиться прибылью за счёт снижения цен.

Что это даёт продавцам? Новые объёмы продаж. Новых клиентов. Что это даёт покупателям? Товары по приятным ценам.

А чтобы снять подозрения с торговцев, Кирилл предлагает пользоваться маркетплейсами и следить за динамикой цен. Такая функция есть у большинства интернет-рынков. К тому же все технологии, уверен эксперт, списаны нашими продавцами под копирку у зарубежных поставщиков. В своё время в России был дефицит товаров, сейчас рынок «продавливают» покупатели. За их внимание и кошельки борются торговцы во время всевозможных распродаж, будь то «чёрные пятницы», рождественские сейлы и так далее.

Виктор Бахов в свою очередь считает, что различные магазины косметики и быттехники больше ориентированы на такой «праздник скидок», как «чёрная пятница» в ноябре. А уже потом, перед Новым годом, продавцы промтоваров распродают свои остатки. «На таких рынках можно найти самую выгодную цену после сезонов распродаж. Хранить товары долго никто не хочет. В январе будут «дорас­продажи». И тогда будут самые выгодные условия. Хотя для покупателей будет риск, что самые ходовые модели или ассортимент уже раскупят и выбирать будет особо не из чего».

Независимый маркетолог и мать четверых детей Татьяна Рженецкая уверена, что вместо бесконечной гонки за новыми товарами следует обратить внимание на новый мировой тренд. Осознанное потребление, когда вещь передаётся из рук в руки после использования или старой вещи находится новое применение.

«Предлагаю вспомнить слово «творить» и создавать подарки на Новый год своими руками, вышивать, плести. Это позволит избежать покупки нового, нередко избыточного и лишнего. Мой любимый лозунг: «Если хочешь что-то сделать, возьми материалы и способности, которые у тебя есть, и поделись этим!

Профессор кафедры торгового дела и маркетинга института торговли и сферы услуг СФУ Василий Куимов уверен, что на многие промтовары цена за пару дней до Нового года будет максимально низкой. И поэтому нет смысла бегать по рынкам накануне и искать выгоду заранее. «Но отношения бизнеса и покупателей партнёрские. Главное – удовлетворить потребности последних, но не себе в убыток. Каждый покупатель по-своему оценивает выгоду. Один считает, что он молодец, если купил товар дешевле. Другой скажет: моя выгода в качестве, хотя и цена выше.

Когда наступает период массовых распродаж, абсолютное большинство компаний снижает цены минимум на 20%, чтобы получить объём продаж и, соответственно, денег. Однако возможность делать скидки у продавцов не безгранична из-за учёта себестоимости. Если товар продаётся за 30% от стоимости, то такое «чудо» возможно только при закрытии бизнеса. Мы должны быть активными покупателями! Надо мониторить цены, ждать благоприятных условий. Стоит подождать и тогда, когда вы не желаете нужный товар покупать в качестве подарков.

Многие в декабре потратят максимум денег. А в январе, следовательно, будут низкие продажи из-за отсутствия средств у покупателей. И торговые компании, очевидно, будут снижать цены, чтобы получить оборотные средства на оплату складов, налогов, аренды, коммунальных услуг. Не забывайте, у коммерсантов есть правило: если спрос высок, можно повысить цену», - считает эксперт.