В обществе растёт запрос на получение социальной поддержки от бизнеса и признание им своей ответственности перед гражданами. Компании, в свою очередь, наращивают объём инвестиций для развития городов. Как и почему меняется отношение крупных предприятий к развитию территорий, на которых они работают, обсудили на Красноярском экономическом форуме.
Языком исследования
На дискуссии «Бизнес и территории. Новый подход к социальным инвестициям» презентовали результаты исследования Центра социального проектирования «Платформа» за 2022 год.
В исследовании приняли участие 20 лидеров индустриальных российских брендов, 15 представителей органов власти российских регионов, 10 экспертных центров, 1300 респондентов индустриальных регионов – Красноярского края, Республики Татарстан, Нижегородской и Челябинской областей.
По словам генерального директора Центра Алексея Фирсова, 65% респондентов отмечают снижение своего уровня жизни. Это значит, что актуализируется запрос на социальную поддержку бизнеса. Сформированный в 1990-е годы стереотип, что крупные компании зарабатывают «золотые горы» и могут позволить себе всё что угодно, выработал у общества определённые ожидания. Бизнес должен вкладываться в повышение качества жизни в регионах своей деятельности, должен не только платить налоги, но и реализовывать социальные проекты.
Согласно опросам Центра, такой позиции придерживаются две трети населения России. И эти ожидания особенно ярко проявляются в периоды кризисов и турбулентности. Сегодня в топе сфер, на которые должны обращать внимание крупные компании, находятся здравоохранение, социальное обслуживание, помощь малоимущим.
«Исследование показало, что население в основном не верит в сохранение бизнесом в кризисное время социальных программ, и в то же время ждёт от него поддержки базового уровня. Бизнес, в свою очередь, не собирается сокращать расходы в социальной сфере. Поиск баланса между базовыми потребностями и развитием – один из острейших современных вызовов. Единственным решением является активное использование финансирования по федеральным программам», – отметил Алексей Фирсов.
Один из участников дискуссии, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов, отметил, что отношения между властью и бизнесом не всегда являются картой успеха, в некоторых случаях они бывают также и картой конфликтов.
«Запрос жителей на преобразование чрезвычайно масштабен, люди ждут кричащей социальности, в то время как бизнес больше нацелен на вложения в персонал, в развитие человеческого потенциала».
Синергия власти и бизнеса
Между тем в общественном сознании начал формироваться образ «предпринимателя-борца», который под напором внешних обстоятельств чувствует свою ответственность перед обществом и помогает ему. Потребуются время и качественная коммуникационная работа, чтобы он закрепился. И в этом плане, по словам эксперта, у каждого бизнеса и города своя история, но сегодня они вышли на новую стадию взаимоотношений – территория становится бизнес-активом в условиях острейшей конкуренции между компаниями за кадры.
«Важно преодолеть разрыв между компаниями, которые инвестируют в развитие, и муниципальной властью, у которой своё видение. Раньше две эти сферы существовали изолированно или пытались подавить друг друга. Сегодняшняя задача – гармонизировать эти отношения и показать, насколько важно партнёрство. Для бизнеса развитие территории – это не просто красивый жест или договор о преференциях, это фактор конкуренции за кадры. А дефицит кадров сейчас ощущают практически все крупные компании, квалифицированных сотрудников не хватает. Поэтому важно привлекать людей и делать максимум для того, чтобы они не покидали территории. Сегодня специалистам важен не только уровень заработка, но и среда, в которой они живут, особенно их вовлечённость в процессы трансформации территории», – заявил Фирсов.
Заместитель губернатора Красноярского края Сергей Ерёмин отметил, что власти чётко осознают необходимость паритетного партнёрства бизнеса и муниципалитетов по развитию территорий.
«Благодаря участию крупных корпораций регион находится на уверенном пути к созданию территорий, привлекательных для жизни. Яркий пример тому – подготовка к Универсиаде-2019, когда за полтора года совместными усилиями мы преобразили столицу края. Но останавливаться на этом нельзя. И в этом смысле реновация Норильска – один из знаковых, глобальных проектов. По моему мнению, он находится на новой ступени эволюции по подходам к управлению развитием территорий».
Модель для подражания
Сегодня лидерами в области эффективного взаимодействия города и бизнеса считаются крупные металлургические компании: «Норникель», «Сибур», «Северсталь». Например, социальные инвестиции «Сибура» в 2018–2022 годах включают строительство аэропорта, 40 объектов социальной сферы, развитие общественных пространств, поддержку социального предпринимательства.
Вклад «Норникеля» в программу реновации Норильска – это более 80 млрд рублей из 120 млрд. Помимо этого компания выработала эффективные механизмы взаимодействия с властью и обществом, такие как агентство развития Норильска, проектные офисы, общественные комитеты. Также в городе учреждён фонд управления целевыми капиталами приоритетных социальных направлений «Наш Норильск».
«Главной целью фонда стало привлечение благотворительных средств на развитие социальной сферы. По факту это некая подушка безопасности для развития территорий. За два года в рамках конкурса мы поддержали 13 долгосрочных проектов на общую сумму 67 млн рублей. Фонд как раз помогает оказывать поддержку территории и делает это совместно с крупным бизнесом», – рассказала директор фонда Анна Макуха.
Глава Норильска Дмитрий Карасёв заявил, что власть и градообразующее предприятие – уже давно неделимые понятия.
«Между городом и градообразующим предприятием налажено тесное взаимодействие. У нас единая команда управления городом, и в процессе диалога мы ставим себе конкретные задачи, разделяем общую ответственность. Мы наблюдаем интерес молодёжи к предприятиям, расположенным в Арктической зоне. Сейчас совместно решаем задачу, как удержать действующие кадры, в том числе молодых специалистов. И тут важно отметить, что мы все работаем слаженно, понимая интересы друг друга, что, я уверен, даст положительный результат», – рассказал Дмитрий Карасёв.
Об этом же говорила и директор департамента социальной политики «Норникеля» Ирина Жуйкова, отметив, что это взаимодействие не только компании и города, но и местного сообщества как третьей силы.
«Стратегию развития города всегда обсуждаем вместе, также совместно принимаются решения. Наша компания сохраняет социальную ответственность. В ближайшие 3–5 лет в городе появятся новые общественные пространства, музей, отремонтируем корпус Заполярного государственного университета, сносятся аварийные дома, строятся новые. Эти изменения в городе уже заметны, и если раньше жители скептично относились к звучавшим заявлениям, то сейчас сомнений не остаётся, потому что мы рассказываем и показываем то, что делаем», – отметила Ирина Жуйкова.
В завершение встречи эксперты пришли к выводу, что такие механизмы взаимодействия могут быть моделью для тиражирования в других российских регионах. Они не только способны реально преобразовать города, которые ещё до недавнего времени воспринимались как исключительно индустриальные, но и показали свою устойчивость.