Константин Гуреев много лет возглавлял работу с молодёжью в Красноярском крае. Затем несколько лет занимался подготовкой столицы края к Универсиаде. Его помнят как активного, идейного лидера. Но четыре года назад Константин Юрьевич из города-миллионника перебрался в село Петропавловка и возглавил школу.
Здесь более 200 учеников, нет проблемы с кадрами. Каждый год ученики и учителя побеждают в краевых и российских олимпиадах. А бывший чиновник, приходя в школу задолго до звонка и уходя зачастую затемно, чувствует себя счастливым человеком.
Сельское дело
Елена Бухтоярова: Константин Юрьевич, вы успешно работали в молодёжной политике Красноярска. Вас помнят, а кто-то до сих пор ассоциирует вас со столицей края. И вдруг школа. Да ещё сельская. Или не вдруг?
Константин Гуреев: Ничто в жизни не случайно. Закончилась Универсиада, где я работал последние четыре с половиной года. Пенсионная реформа продлила мой трудовой стаж ещё на три года. Я понял: нужно принимать какое-то решение. В это время в Курагинском районе сдавалась петропавловская школа, а мы с женой в этих местах строили дом в расчёте на то, что на пенсии будем проводить там летнее время. Тогда министр образования Светлана Маковская сделала мне предложение возглавить новую школу. Я прошёл конкурс, на должность директора было три соискателя. И с января 2020 года приступил к работе в новой школе, которая всего месяц как принимала школьников. На тот момент это были просто голые стены, ещё не сложились традиции, правила.
– Но проблемы директора сельской школы были новы для вас?
– Я бы не назвал это проблемами. Скорее финансовые, экономические, материальные, кадровые сложности. Как и везде. С первых дней стало очевидно, что мы не будем «затыкать дыры в дуршлаге», а попытаемся создать нечто новое. Наша стратегия на развитие позволила нам очень быстро забыть про мелкий дефицит. Мы были заточены на то, чтобы сделать нашу школу максимально комфортной, интересной детям. И всё создавали с нуля.
– И всё-таки вы не могли не заметить нарастающую, общую для всех школ проблему дефицита кадров. Старые педагоги уходят, новые неохотно идут в школу. Как работали с этим вопросом?
– Я слышу от коллег: то физика нет, то преподавателя английского. В нашей школе такой проблемы нет. У нас все позиции закрыты. Мало того, в нашей школе работают три кандидата наук, восемь учителей высшей категории. И мы гордимся нашими кадрами, в том числе и молодыми. Они пришли в школу и сразу же активно включились в её жизнь.
Считаю, что в школе должны работать те, для кого работа с детьми – определённый вызов, призвание, кто воспринимает педагогическую деятельность не просто как труд, а как благо. Тогда гораздо легче справляться и с большим потоком информации, который сегодня обрушивается на учителя, и с другими нюансами профессии. В свою очередь наших учителей стараемся оберегать, повышать уровень их квалификации, создаём условия, в том числе организуем поездки, стажировку. И к нам приезжают делегации. Например, из красноярского лицея им. А. Клешко. Мы с ними плотно сотрудничаем.
IQ-бал в тайге
– Один из серьёзных реализованных вами здесь проектов – IQ-бал. Почему не IQ-дискотека? 600 км от краевого центра, кругом тайга, а у вас бальные танцы, симфонический оркестр. Константин Юрьевич, как вы ломаете стереотипы?
– Наша школа с четырьмя другими школами Курагинского района вошла в краевой проект «МетаШкола», инициируемый институтом повышения квалификации работников и просвещения Красноярска. Мы создаём новое образовательное пространство на принципах максимального благополучия учеников, стараемся создавать такую атмосферу, где учёба воспринимается не как обязанность, а как потребность. Стараемся делать так, чтобы у учеников была максимальная мотивация, а она возможна тогда, когда они чувствуют себя успешными. Задача школы – помочь раскрыть таланты, заложенные в каждом.
В рамках проекта «МетаШкола» мы и разработали новый образовательный модуль – погружение в историческую эпоху России XIV века. Бал – одна из форм этого погружения. Есть и шоурум: в прошлом году это был дворянский музыкально-поэтический салон, купеческий и ремесленный дома. Каждый из учеников, а их более двухсот, смогли попробовать себя в роли жителя России XIX века.
– А вопрос взаимодействия школы и семьи для вас актуален? У нас же многие родители сегодня кивают на школу: мол, пусть воспитывает. А та – в сторону родителей.
– У нас это взаимодействие обязательно. И мне тоже приходится иногда воспитывать. Например, учил обращаться к учителям не на «ты», как раньше было, а на «вы».
А ноябрьскому балу мы дали название «Семья – культурный код России», где и сделали акцент на семейных традициях и достижениях. И показали это на историях двадцати семей. Использовали три формата: семейный бальный танец, презентация семейных традиций и шоурум с мастер-классами и творческими выступлениями.
Например, переехавшая из Подмосковья семья Фёдоровых продемонстрировала цирковое искусство, которое передаётся у них из поколения в поколение. Теперь они развивают его на селе. Бабушка ученицы Василисы Елфимовой Татьяна Денисова провела урок мужества в честь 50-летия БАМа, в строительстве которого она участвовала в течение 10 лет. Или Дуньковы-Чайковские, устроившие выставку одежды ручной работы «Сибирская зима».
Счастье здесь
– Из ваших постов и фото в соцсетях создаётся впечатление, что вы на работе счастливы. Так и есть?
– Я несколько лет придерживаюсь принципа: везде хорошо, где мы есть. И это не бравада. Мы сами раскрашиваем в разные цвета нейтральные события, которые у нас происходят. И если всё осознанно, нам нравится то, что мы делаем, мы вовлекаем в это как можно больше людей, то, безусловно, ощущение счастья приходит каждый раз, когда что-то получается.
– Возвращаясь к разговору о семейных традициях. А у вас они какие? Кто ваша семья?
– Могу сказать точно: я счастливый человек, и сейчас, на этом этапе жизни, у меня четыре любимые женщины: мама, жена Наташа, дочь Таня и внучка Маша. Со всеми у меня замечательные отношения. Самая главная наша ценность и традиция – всегда друг друга поддерживаем и друг у друга учимся. Настало время, когда я многому учусь у своей девятилетней внучки Маши.
– Остаётся ли свободное время? Как вы его проводите?
– У меня очень размыто понятие свободного времени, потому что и в это время я на работе. Занимаюсь любимым делом, это процесс непрерывный. Точно так же ежедневно, ежесекундно думаю о своих близких, родных. И всегда понимаю, что готов включиться, если надо, в общую жизнь нашей семьи.