Проблемы национальной самоидентичности народов Красноярского края

Когда Красноярский край успешно провёл объединение с национальными округами, была сделана попытка уйти от этничности и выстроить субъект по другому основанию. По мнению учёных, это даёт региону большие шансы на развитие, помогает избежать межнациональных конфликтов, но при этом неизбежно теряется самоидентификация народов. Об этом мы говорили в интервью с Натальей Копцевой, профессором, доктором философских наук.

   
   

НЕТ ЯЗЫКА - НЕТ  НАРОДА

- Наталья Петровна, помогите для начала разобраться в терминах: народ, народность, национальность. В чём разница?

- У нас часто путают понятия «народ», «нация», «этнос». Если в Европе спросят вашу национальность, то будут иметь в виду гражданство. А мы нацию отождествляем с этносом и с народом. Но надо иметь в виду важнейшую мировую тенденцию. Китай - многоэтническая страна, а мы обо всех говорим - китайцы. В Индии огромное количество этнических групп превратили в индийскую нацию. То же самое сделали Франция в XVII-XVIII веках, Германия - в начале XX века.

Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Примерно такие же процессы сейчас происходят и в России. Таким образом, укрепляется государство. В Российской империи различали население по этническому и религиозному составу. Например, православные платили десятину, а мусульмане - нет. Тогда это имело какое-то значение, государство по-разному относилось к разным конфессиям и разным этническим группам. Современное государство не делает таких различий - соответственно, оно желает, чтобы уровень гражданского единства поддерживался и какими-то социальными процессами. Чтобы все были равны.

- Но мы всегда гордились тем, что Россия - многонациональная страна. От этого будем отходить?

- Глобализационные процессы очень сильно нивелируют этнические различия. Объединение этносов в более крупные группы во всём мире идёт с невероятной скоростью. И надо сказать честно: Россия тоже реагирует на этот вызов времени, процесс строительства нации становится необратимым. Различные культурные сообщества объединяются вокруг какого-то ядра, которым в большинстве случаев является язык.

   
   

В нашем случае это русский. На нём сегодня в мире говорят полмиллиарда человек. По степени распространения он на четвёртом месте после английского, испанского икитайского. Это довольно большой ресурс, хорошее будущее. К примеру, граж­дане Израиля практически все говорят на английском языке. И одновременно там существует очень мощная русскоязычная диаспора. Известные современные писатели Дина Рубина, Людмила Улицкая - граждане Израиля. Но создают фундамент русскоязычной культуры.

Фото: АиФ/ Ирина Якунина

- На территории Красноярского края проживает 136 различных этнических групп. Получается, если они забудут свой родной язык, то перестанут быть самостоятельным народом?

- И это произойдёт довольно скоро. Сегодня этническими языками владеют в основном люди старше 60 лет. В тех семьях, где родители относят себя к какой-либо этнической группе, не более 2% детей владеют языком, говорят на нём дома и на улице. Хотя и здесь существуют различия. Крепко держится за свой язык татарский этнос, азербайджанский, армянский.

Наши чулымцы, эвенки, ненцы - они хотя бы имеют какие-то лингвистические корпусы: словари, учебники, тексты на родных языках, есть реальные люди, которые имеют навык разговорной речи. У нганасанов и кетов языками владеет всего несколько десятков человек. Наиболее благополучна в этом плане ненецкая группа. У них проблема в другом: чтобы дети русский язык изучали. И это самый главный показатель силы этой этнической группы.

СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

- В последние годы во время массовых мероприятий делают акцент на национальные традиции. Для чего все эти костюмированные шествия?

- Вслед за языком ядром этноса можно назвать такие культурные практики, которые связаны с жизнедеятельностью человека. И на первом месте - пища. Армянский шашлык, у жителей средней Азии - великолепный плов, украинцы с их борщом и галушками, белорусы с бульбочкой. 

Фото: АиФ/ Ирина Якунина

В крае есть целый ряд организованных массовых мероприятий, где люди разных национальностей могут себя проявить. Например, знаменитый татарский сабантуй, у северных народов - день оленевода, наконец, наша Масленица. Но это всего лишь спектак­ли. Реально люди ведут себя как граждане иотмечают гражданские праздники. Но то, что мы пытаемся играть в национальные традиции, неплохо. Это единственный способ сохранить нашу культуру.

- Различие народов проявляется не только в языках и традициях, но и в религии. Во что верят жители нашего многонационального края?

- Когда мы об этом рассуж­даем, обычно видим какие-то крупные группы: православие, ислам, буддизм. Хотя на территории края, например, только православных объединений 26. Сегодня не существует никаких политических препятствий для того, чтобы люди исповедовали ту религию, которая им ближе. Тем не менее подавляющее большинство жителей нашего региона не религиозны или религиозны весьма специфическим образом.

Например, православными называют себя 85% человек. Но для большинства из них это лишь историко-культурная память. А реально тех, кто соблюдает все обряды, ежегодно принимает причастие - около 5%.

И ещё в таких разговорах зачастую не принимают во внимание беспрецедентное в истории России явление - магическую религиозность. До 10 млрд рублей россияне тратят в год на этом рынке услуг. Маги, экстрасенсы, шаманы, ведуньи и т. д. - это тоже религия, но она дальше стоит от нас по времени, чем православие. Крещение Руси произошло тысячу лет назад, а в духов и загробную жизнь люди верили задолго до наступления нашей эры.

ОТ ВОЙНЫ ДО ВОЙНЫ

- Исторически так сложилось, что Татарстан населяли в основном татары, Бурятию - буряты. Почему наш край такой многонациональный?

- Русские пришли сюда 500 лет тому назад. До этого времени здесь существовали коренные народы, все они были кочевые, за ними не были закреп­лены определённые территории. Никакой войны между казаками и коренными народами Севера не было. Во времена Ивана Грозного был заключён договор о том, что эвенки во главе со своим князем Гантимуром будут нашими пограничниками.

Здесь со времён распада Золотой Орды обитали сибирские татары. Также Сибирь была местом каторги, и к этим казачьим заставам прибывали ссыльные. В Российской империи к смертной казни приговаривали только за одно преступление - покушение на цареубийство. Начиная от эпохи правления Петра Первого и до Николая Второго казнили только 200 человек. Всех остальных ссылали в Сибирь.

староверы Фото: АиФ

И конечно же, староверы, которые своими дорогами, через Урал, сплавляясь по рекам, добрались до Сибири и осели здесь. Эти пять групп сформировали сибирское население. В 1906 году сюда с реформы Столыпина поехали люди, которым было обещано столько земли, сколько они распашут.

Тогда же приехало очень много людей из Малороссии. Их называли хохлы. А сибиряки считали, что хохлы - это что-то дикое, страшное, ужасное. Так, однажды наши сибиряки узнали, что по железной дороге к ним едут хохлы, очень испугались и решили расправиться с ними ещё на станции. Взяли в руки топоры, ружья и пришли этих монстров встречать. Открылись вагоны, и оттуда стали выходить старики, женщины, дети… «Ну какие же это хохлы, это же люди приехали!»

В годы Советской власти было очень много заключённых. Сюда высылали литовцев, чеченцев, латышей. Но когда Сталин умер, большинство из них постарались вернуться на родину. Следующий этап - советские стройки. Люди со всего Советского Союза ехали в развивающуюся Сибирь,чтобы воспользоваться её возможностями.

Сегодня большинство людей, которые сюда приезжают, - это гастарбайтеры, они не намерены оставаться здесь надолго. Мигрантов крайне мало. В основном к нам приезжает молодёжь с востока страны, а мы своих детей провожаем на Запад.

Смотрите также: