Есть ли в Красноярске след Македонского

   
   

Красные берега Енисея и Качи были обжиты десятки тысяч лет назад и переходили от одного народа к другому. Задолго до основания казачьего острога на Красном Яру эту землю уже называли своей народы каченцев, аринцев, джунгаров...

Кочующий народ

Многочисленные племена привлекало природное богатство и уникальное географическое положение этой земли. Трудно поверить, но в начале XVII века на месте города-миллионника располагались владения князя Тюлки, или Тульки - на русский манер. Отсюда и название - тюлькина землица. Впервые о ней упоминается в 1609 году в отписке томских казаков воеводе о том, что они собрали с местных народов ясак (дань). Народами теми были аринцы и качинцы, жившие по разным берегам Качи, широкой и необустроенной ещё в то время реки. Между ними существовала строгая иерархия: аринцы были беднее, поэтому подчинялись качинцам. Было их две тысячи человек. Речь идёт только о мужчинах.

«Это данные по 30-м годам XVII века, - поясняет Александр ХРОМЫХ, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории КГПУ им. В. П. Астафьева. - В то время появились ясачные книги, необходимые для сбора дани. Ясак брали с мужчин 18-50 лет. Сколько было женщин и детей, посчитать не возьмётся никто».

Жили качинцы и аринцы в берестяных юртах. Сверху обшивали жильё войлоком, накрывали сукном и закидывали шкурами, а в центре разводили огонь.

О внешности тех народов известно мало. В 1737 году Иван НАШИВОШНИКОВ, сын боярский, писал: «Ростом средние, волосом чёрные... А на ногах носят пимы козлиные и штаны из оных же козлин, а летом голые. Зимою носят руковицы из оных же козлин с шерстью на руках. А на головах носят малахаи овчинные, а женский пол носит такое же».

   
   

Молоко и вино

Летом и осенью мужчины носили суконные рубахи, женщины - длинные платья, холщёвые и китайчатые. Качинцы носили ещё и шапки, потому что были побогаче. Специальная одеж­да была для охоты, одного из главных занятий качинцев. Для поимки животного использовали остроконечные стрелы или таморы. Такое орудие оглушало зверя, но не портило его шкуры. Соболями, лисицами, волками, рысями, белками кыргызам и чёрным калмыкам качинцы и аринцы и платили ясак.

«Дважды в год, весной и осенью, огромные стада диких коз, косуль переходили из тайги в степь, из степи в тайгу. Практиковалась облавная охота, когда все мужчины выезжали загоном, на скаку забивая животных.

Тогда добывалось большое количество мяса», - рассказывает Михаил БАТАШЕВ, старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея.

Земледелие, пусть и довольно примитивное, качинцам также хорошо знакомо. Пахали землю сохой, сеяли на полях ячмень и пшеницу. Аринцы ввиду своей бедности выращивали курлык (дикая гречиха). Все аринцы и качинцы занимались скотоводством. Условия для этого были благоприятные: равнина, даже возвышенности удобные для выпаса скота. Плюс относительно тёплое лето. Кстати, молоко, которое давали коровы и лошади, служило не только средством утоления жажды. Из него делали кумыс, масло и даже вино. Но такие продукты появлялись только по праздникам.

Пришельцы из неведомых земель

Памятников своей культуры пранароды оставили немного, но без их помощи Красноярск бы никогда не обрёл столь большого значения для российского государства. Они не вели летописи, и об их древнейшей истории до нас дошли лишь немногочисленные осколки.

Так, в 1735 году историограф Гархард Миллер записал легенду со слов старика-аринца, который рассказал, что в незапамятные времена его народ был сильным и могущественным. Но его практически полностью истребили змеи с человеческими головами. Учёные считают, что это могли быть облачённые в доспехи воины Александра Македонского или орды Чингисхана. Последняя версия более вероятна, так как многие поколения качинцы и аринцы приносили ясак кыргызам. Кстати, русские казаки, когда пришли на енисейские земли, так и называли их - аринские татары. По вероисповеданию это были язычники с развитыми культами природы и плодородия.

Ассимиляция между пришельцами и хозяевами проходила постоянно. Несмотря на то, что русские обещали не строить близ аринских селений, казаки брали в жёны местных девушек, крестили их и давали православные имена. Некоторые исследователи убеждены, что даже в лике нашего великого земляка Василия Сурикова сохранились черты тех самых аринов.

«Шердь» князя аринского

Однако отношения между коренными и приезжими сибиряками далеко не всегда были безоблачными. Аринцы в XVII веке были данниками кыргызов, а через их посредство и монгольских Алтын-ханов. Поначалу строительство казаками острога воспринимали положительно, однако позже кочевники оказались между молотом и наковальней. Ясак приходилось платить и кыргызам, и русским.

Вынужденные лавировать между враждующими сторонами, примыкая то к одним, то к другим, уже к началу XVIII века они исчезли с этнической карты, ассимилировавшись с другими народами.

Дружба дружбой, а позицию сильного отстаивать приходилось жёстко. В качестве доказательства своей верности князь или хан приносил воеводе клятву - «шердь». Происходило это так: воевода подносил приносящему ломоть хлеба на кончике сабли, тот солил ломоть, произносил слова очень долгой и формальной клятвы. Но самое главное в тексте было прописано точно: качинцы и аринцы безоговорочно принимают российскую власть и клянутся платить ясак. Хлеб надкусывался, обещания давались, но спустя некоторое время нарушались. Знаменуя собой новые походы и новые конфликты.

Смотрите также: