Альтруист с амбициями. Сельский учитель о том, чему учит современная школа

В октябре Оксане Лавринович предстоит защищать честь края на финале конкурса «Учитель года». © / Оксана Лавринович / Из личного архивa

Оксана Лавринович педагогом стала случайно. В детстве мечтала быть врачом, но после окончания школы подала документы сразу в три вуза – медицинский, педагогический и на экономиста в КГТУ (СФУ). И во все прошла.

   
   

«Когда зашла в корпус педуниверситета, увидела грамоты, почитала стенгазеты, поняла, какая там насыщенная жизнь. А люди такие настоящие! Захотелось так же. Именно сюда отнесла оригиналы документов. И больше уже никогда не сомневалась в выборе профессии», – говорит Оксана Владимировна.

Дети решают

Вера Ракова: Оксана Владимировна, вы преподаёте в небольшой школе с. Устюг Емельяновского района, при этом с отличием окончили вуз, были в числе победителей конкурса «Учитель года – 2016». Почему не ушли работать в школу, где больше перспектив?

Фото: Из личного архивa/ Оксана Лавринович

Оксана Лавринович: После вуза в сельскую школу не планировала, хотела остаться в Красноярске. Но мой руководитель практики очень нахваливал Устюжскую школу: в то время вуз сотрудничал с нею, проводил на её базе первые научные конференции «Научное общество учащихся». Я загорелась идеей и до сих пор не пожалела.

Да, школа у нас небольшая, чуть больше 200 детей, но они все как родные. Одна из немногих, где мы: учителя, дети, родители – как семья. Педагоги отсюда практически не увольняются, разве что на пенсию, и то не многие спешат уйти, есть те, кому за 70 лет, а они работают. Вообще, кадрового голода нет, 60% педагогов – это выпускники нашей школы. Много молодёжи, в том числе есть моя ученица – второй год работает учителем начальных классов.

После конкурса в 2016 году были предложения поменять школу, но я отказалась. Ну и что из того, что сельская и маленькая? Убеждена, что школа должна работать, даже если в ней один ребёнок. Ведь мы не знаем, кто из него вырастет. Может, президент, космонавт или просто хороший человек.

– Значит, вы не карьерист. Почему тогда решили участвовать в конкурсе?

   
   

– Да, я не карьерист, но амбиции есть. Хочется быть одной из лучших, чтобы замечали, отмечали. Хотелось понять: а я сегодня про современность? Не потеряла ли я себя, работая в сельской школе больше 10 лет? Иду ли в ногу со временем, понимаю ли современные тенденции образования? Понимаю ли других детей или только заточена на сельских? Это была моя внутренняя потребность. Я очень сомневалась в себе на конкурсе, особенно когда познакомилась с коллегами из других районов: они все такие творческие, оригинальные. И примерить их опыт на себя уже дорогого стоит.

– В октябре будете представлять край в Москве. Не страшно?

– Чувствую огромную ответственность, в большей степени потому, что год особенный – педагога и наставника. Большое внимание со стороны общественности к этому конкурсу, учительской профессии в целом. В другое время, возможно, я  бы так много об этом не думала.

Как бы ни была готова морально, методически, какая бы хорошая команда у меня ни была, дети решают, кто ты сегодня – победитель или нет. Я же просто постараюсь понять их в первые минуты и сделать урок для них интересным и полезным.

В чём богатство учителя?

– Для повышения статуса учителя в последние годы делают многое. Как считаете, этого достаточно?

– Чтобы быть учителем, нужно любить детей, ими нужно жить. К сожалению, сегодня в нашем деле есть люди случайные. Конечно, это в первую очередь связано с потерей престижа профессии, которая произошла в девяностые, когда изменился уклад общества. Низкие зарплаты, отсутствие жилья… Деньги играли большую роль. Когда хочется есть и негде жить, трудно быть альтруистом. Люди с призванием искали себе работу с более достойным заработком. В педагогический вуз шли те, кто не определился, или просто лишь бы получить высшее образование. При этом призвания не было.

Они работали, своевременно повышали квалификацию, отлично знают материал, освоили основы педагогики и психологии, а любви и отдачи себя детям нет. Но в школе просто быть хорошим исполнителем, «урокодателем», не получится. Потому устают, быстро выгорают, возникают конфликты с детьми.

Хочется, чтобы в педагогический вуз шли те, кто со школьной скамьи к этому тяготеет. Как это сделать, сегодня решают на уровне правительства: дать достойную зарплату, предоставить жильё или ипотеку с низким процентом, поддерживать молодых педагогов… Но пока ещё свежи воспоминания, когда учителем быть было плохо. У современной молодёжи в приоритете повышение качества жизни. Никто уже не хочет жить очень скромно, тем более что есть с чем сравнить. Нужно стремиться сделать жизнь учителей богатой не только в плане духовном: этого здесь хватает, но и материальном. И тогда те, кто изначально рождён педагогом, захочет идти в школу.

– Мы в своё время учились с удовольствием, ждали, когда же закончатся каникулы. Со­временное поколение всё чаще задаёт вопрос: зачем идти в школу, если всё можно найти в Интернете? Что вы на это ответите?

– Практически все дети, которые только собираются поступить в первый класс, хотят учиться, в них ещё есть природная любознательность. И здесь важную роль играет первый учитель, который увлечёт ребёнка в мир знаний и поведёт его по этой дорожке. Если нет, то появляются нежелание и сомнение: зачем идти в школу? А это как раз следствие того, что в школе оказались случайные люди.

Получить знания действительно можно через Интернет, но школа учит учиться, организовывать себя и жить в обществе, отвечать за других. Такого нет ни в одном учебнике, ни на одном сайте.

Маленькая сельская школа – это одна большая семья. Фото: Из личного архивa/ Оксана Лавринович

Место силы

– Что для вас сложно в школе, а что даёт вдохновение?

– Бумажная работа. Выматывает то, что постоянно что-то меняется в правилах и требованиях к педагогу и учебному процессу. Мы только адаптируемся к нововведениям, разработаем программы – появляются новые. Хотелось бы меньше этих новшеств или чтобы они базировались на старых, а не начинались с нуля.

А вдохновение черпаю в уроках, общении с детьми. Если у меня всё прошло хорошо, даже восемь уроков, я не устаю, прихожу домой на позитиве. Дети дают много энергии. Если что-то пошло не так – занимаюсь спортом: пробежка, волейбол, люблю побыть наедине с собой на природе. Устюг находится в красивейшем месте, а ещё я очень люблю Байкал, родилась недалеко, и это моё место силы.

– Оксана Владимировна, учителя всегда много работают, дома готовятся к урокам. А вы ещё и жена, мама двух мальчишек, депутат районного совета. Когда всё успеваете?

– У меня хороший муж, два сына – считай, трое мужчин, отличные помощники. Есть ещё курочки, котик для души и огород. При этом тетради я домой не приношу, стараюсь всё сделать в школе. А дома я с детьми – проверяю с ними уроки, вместе готовимся к конкурсам, собираем шишки для технологии. Хотя сейчас мне много нужно для подготовки к финалу конкурса, в это они включены вместе со мной. На уровне Федерации дают интересные задания, которые можно делать вместе с детьми – мы ездили в Роев ручей, изучали пеликанов, искали колокольчик с символикой края…

С сыновьями мне очень повезло. Им 8 и 10 лет, но они всё понимают, и если где-то хочется похулиганить, сами себя останавливают: «Нельзя, мама же учитель!»

Досье
Оксана ЛАВРИНОВИЧ. Родилась в 1988 году в п. Мирный Иркутской области. Окончила КрасГПУ им. В. П. Астафьева в 2010 году. Победитель профессионального конкурса «Учитель года Красноярского края – 2016». Финалист I краевого турнира для учителей математики «Суперматематик» в 2018 году. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года в Красноярском крае – 2023». Замужем, воспитывает двух сыновей.