В России не ведётся статистика домашнего насилия. По данным общественных организаций, от него погибают около 14 тыс. женщин ежегодно. Сколько физически и морально покалечено - неизвестно. Кто-то находит силы вырваться, но многие живут в этом аду всю жизнь и передают страшную эстафету детям. «АиФ» попытался разобраться, почему в семьях складывается такая ситуация и есть ли из неё выход.
Своеволия не простил...
В июле Красноярск потрясла чудовищная новость. Тело пропавшей 23-летней девушки обнаружили в гараже, запакованным в чемодан. Подозрение пало на сожителя, который ударился в бега. По предварительным данным, напуганная агрессивным поведением мужчины, девушка решила порвать отношения. А он своеволия не простил.
29 июля в Красноярске между супругами возник конфликт: жена упрекала мужа в пьянстве и тунеядстве. Глава семьи, недовольный претензиями, решил утопить её в бочке. А когда та убежала и спряталась в бане, подпёр палкой входную дверь и поджёг. Женщина сумела выбраться через окно. Свидетелями расправы стали трое детей.
3 августа мать оставила 9-месячного ребёнка на помойке после ссоры с сожителем, служившим в ВДВ. По словам женщины, отец ребёнка избил их и выгнал из дома. Девочку подобрали бездомные и накормили йогуртом. Полицейских вызвали прохожие.
В прошлом году в Туруханском районе мужчина после пьянки поругался с женой и ударил металлической кочергой по голове. Женщина скончалась в результате открытой черепно-мозговой травмы. Опеку над тремя детьми взяла сестра погибшей. Около 20 лет назад отец подсудимого лишил жизни его мать, оставив сына сиротой.
Битая, но замужняя
- Классическая история с насилием в семье: двухкомнатная хрущёвка, двое детей, декрет или маленькая зарплата у женщины, - рассказывает Наталья ПАЛЬЧИК, директор кризисного центра «Верба». - Расходиться некуда, квартиру не разменяешь. Женщина годами терпит побои и унижения. Отчаянное решение сбежать в никуда обычно приходит не раньше, чем через 5 лет такой жизни. Иногда последней каплей становится избиение ребёнка. Одна женщина решилась уйти после того, как врачи в реанимации припугнули, что в следующий раз не станут её откачивать. Наша статистика - 800 обращений в год, из них четверть - по поводу насилия в семье.
Истории о том, как отец семейства издевается над женой и детьми, не укладываются в голове. Как можно бить, унижать, насиловать самого близкого человека? И почему женщины терпят такие противоестественные отношения?
Угодить агрессору невозможно. Повод для нападок всегда найдётся: тапки не на том месте, суп недосолен, у ребёнка запись в дневнике. А причина - проблема власти и контроля у мужчины, считает Наталья Пальчик. Он не умеет поддерживать свой статус по-другому. Рявкнул, замахнулся - и сразу понятно, кто хозяин в доме. Играет роль и наш национальный менталитет. Русские женщины очень терпеливы. Возможно, сказалась хроническая нехватка мужчин детородного возраста из-за войн и социальных катаклизмов. Поэтому не редкость суждения «это мой крест», «какой бы ни был, а он отец ребёнка»; «лучше битая, но замужняя».
От насилия в семье страдают женщины независимо от социального статуса. В кризисный центр обращались предпринимательница, сотрудница администрации, учитель, юрист, жёны полицейских и других силовиков. А вот психологический портрет вырисовывается чётко: это женщина с низкой самооценкой, которой владеют страх, безнадёжность, вера во всемогущество грозного мужа. Она до последнего надеется, что виноваты в конфликтах внешние обстоятельства, оправдывает партнёра, считает, что сама виновата - не угодила, не справилась. Чаще всего оба участника таких отношений выросли в семье с насилием, когда мальчик копирует тот же способ «руководить» кулаками, а девочка видит, что женщина должна терпеть. Ситуация «агрессор-жертва» воспроизводится с каждым следующим поколением.
Приструнить агрессора
Даже если мужчина, преследующий супругу, психически нездоров, заставить его пройти психиатрическую экспертизу невозможно.
В 1992 году приняли закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав при её оказании». Если человек не желает получить психиатрическую помощь или пройти экспертизу, то принудить его можно только по решению суда. Для этого необходимы веские основания: уже совершённые противоправные действия, доказанная опасность для себя или окружающих, - говорит Александр БЕНДЕРА, психиатр, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Красноярского края.
Юридической защиты у женщины, которую колотит муж или сожитель, практически нет. Агрессора можно привлечь к реальной ответственности только в случае причинения тяжкого вреда здоровью. Оскорбления и синяки - прерогатива мирового суда. Даже если он займёт сторону женщины и выпишет штраф, «глава семьи» заплатит его из семейного бюджета, вернётся домой и выскажет всё жене. Это в лучшем случае, а скорее всего - побьёт. Поначалу агрессор испытывает чувство вины, но с каждым разом оно становится всё короче, а потом и вовсе исчезает. Надо понимать: если мужчина поднял руку на спутницу один раз, а тем более второй или третий, то он не остановится.
Специалисты отмечают, что женщина в таких созависимых отношениях зачастую находит вторичную выгоду. Она начинает торговаться с мужем, искать сочувствия у посторонних, оправдывать собственное бездействие, находить утешение в бутылке. Потому что предпринять решительные шаги, взять ответственность за жизнь на себя трудно. Жаловаться и катиться по наклонной намного проще.
Злость из детства
Но проявить их в отношении матери он не в состоянии - так можно и вовсе лишиться её заботы. На это наложились генетическая предрасположенность, психофизиологические особенности и стрессовые ситуации в жизни. В итоге агрессия рано или поздно вырывается из подавленного состояния и обращается на подходящий объект - обычно это жена или подруга. Агрессию можно рассматривать как один из способов получить любовь. Физическое насилие - это такой очень странный способ тактильного контакта, который человек не может получить иначе.
Агрессор в ситуации насилия чувствует себя хорошо и уверен, что прав. Но когда жертва исчезает, напряжение повышается и ищет выхода. Его поведение может стать более противоправным, что в итоге приведёт его в места лишения свободы. Я бы предложил модель, которая работает в США: вместо тюремного заключения - система принудительной психотерапии. Полгода правонарушитель ходит на групповые занятия. И процесс трансформации человека идёт - медленно, но это всё равно эффективней, нежели тюрьма.
Где помогут, если вы столкнулись с насилием в семье?
- Кризисный центр для жертв домашнего насилия «Страна общественной заботы». Можно прийти в экстренной ситуации и находиться до двух недель.
- Гостиница «Родник». Можно жить до полугода по направлению органов соцзащиты на основании заявления в полицию о домашнем насилии. Нужна медицинская справка. Есть социальный работник, психолог, юрист.
- Кризисный центр «Верба». Можно получить консультацию юриста, помощь психолога, психологическую реабилитацию с помощью групповых занятий, арт-терапии.