Евгений Плотников больше тридцати лет проработал инженером в области автоматизированных систем управления, на его глазах развивалась электроника, он работал на вредных производствах и в закрытых территориях. Перед пенсией даже выучился на крановщика и несколько лет проработал на Севере. И в 60 лет, вместо того чтобы уйти на заслуженный отдых, стал педагогом.
Евгения Семёновича ребятишки называют не иначе как «дядя Женя» или «дедушка». Он не только научит работать по дереву, поможет построить радиоуправляемый самолёт или настоящий спортивный автомобиль, но и может просто поговорить по душам, а если нужно - и пожурить, но всегда это делает с такой любовью и лёгкостью, что вся его работа с детьми превращается в сказку. Корреспондент «АиФ-Красноярск» рассказывает про красноярского дедушку мечты.
Зачем изобретать велосипед?
Вера Божкова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Евгений Семёнович, почему, имея такой уникальный опыт работы, вы не пошли на заслуженный отдых, а предпочли работать с детьми?
- Как получается в наш виртуальный век, когда всё уже давно изобретено и можно спроектировать на компьютере, завлечь детей практически заново изобретать велосипед?
- В том-то и дело, что у нас, взрослых, зашоренный ум. Это нам кажется, что всё уже давно изобретено, а дети чисты и неопытны, у них нет предвзятых идей, для них всё в новинку. Их фантазии рождаются с нуля, а не с каких-то заученных схем, здесь нет препон и запретов, если решил - делай. Это они рождают идею, а я подключаюсь к ним. Поэтому появился клуб изобретателей спортивной мототехники.
Сам 40 лет отработал на компьютере, меня уже тошнит от этих кнопок. Сейчас действительно всё автоматизировано, это тоже нужно. Смотрите, как всё быстро развивается. 50-60 лет назад не было ни компьютеров, ни спутников, а сейчас уже и на Марс полетели, и создают искусственный интеллект. Как будто какой-то всемирный разум организовывается, одному человеку не под силу делать такие открытия в электронике. Раньше железо не успевало за математикой, сейчас, наоборот, железо настолько быстрое, что загрузить не могут по полной. Развиваются нанотехнологии, научились лепить из молекул и атомов. А если от этого дня взять ещё 60 лет, мир станет настолько не узнаваемым, что фантастика про Гарри Поттера будет казаться бледной фантазией. Поэтому, если дети увлечены компьютером, это неспроста, этого требует время. Не нужно им мешать. Но и забывать старое тоже не стоит, ведь пока мы живём в физическом мире. Поэтому он должен уметь что-то делать руками. Уклад остался тем же самым: шкаф собрать, гвоздь забить, кран починить. А многие этого не умеют, кран ведь по Интернету не починишь.
Опыты на детях
- Почему современные мальчишки теряют эти навыки? Опыт передавать некому?
- Раньше знания передавались от деда к внукам. Но война выжгла мужчин, и мальчишки остались без отцов и не у дел. Их никто не учил, просто некому было учить быть мужчинами. И только вроде начали выправлять ситуацию - перестройка, развал экономики. А на ком это отражается в первую очередь? На детях, которые растут, - им нужно развиваться, а они брошены. Зерно ведь в детстве закладывается.
Сейчас старики либо сами работают (спасибо Пенсионному фонду, он делает всё, чтобы не отпустить их на отдых), либо настолько устали, что уже не могут быть с детьми, кто-то и вовсе не дожил, и только единицы занимаются внуками. А что сейчас с образовательными программами? Каждый год новая, причём не одна, а какая из них окажется лучшей, не знает никто. Цели в образовании потеряны, кого растим, для какой жизни, каких успехов - никто не знает. Раньше наши специалисты ценились во всём мире. Да и работяги могли найти себя, потому что со школьной скамьи их учили работать руками. В шестом классе доверяли станок, а теперь до 18 лет шуруповёрт в руки запрещено давать - техника безопасности. Но если сейчас желание заглушить, в 18 лет оно уже может не появиться.
- В последние годы стали задумываться и возрождать интерес к рабочим профессиям. Как думаете, удастся воспитать настоящих мужчин?
Ценность человека
- У вас огромный опыт, знания колоссальные, но глаза горят, как у мальчишки, - вам интересно всё, чем занимаются дети. Как удалось сохранить эту юношескую непосредственность?
- Я всегда относился серьёзно к своему делу и несерьёзно к себе. Любимая книга - «Сто лет одиночества». Маркес меня очаровал тем, что он жизнь воспринимает как сказку. Чудо есть, просто мы привыкаем и не видим его, а надо оглянуться и посмотреть на этот мир непредвзято, как дети. Ведь в чём ценность человека? Он может верить, а это главнее, чем знать.
Знания - это повторяющиеся процессы, теории, которые с развитием мира опровергаются. Сначала была ньютоновская механика, прошло время - релятивистская теория Эйнштейна, сейчас ещё больше. Поэтому реальности как таковой нет. Она в человеке, в его мышлении и восприятии. Например, есть давно известный в физике эксперимент. Электронный пучок, проходя сквозь щель, ведёт себя, как частица, когда наблюдатель смотрит, а когда не смотрит - как волна. То есть наблюдатель влияет на эксперимент. Так и в жизни. Мы можем каждый день творить чудо, если будем наблюдать за этим миром, а не спать.