Ему сто лет. «Заговорённый» ветеран не получил на фронте ни одного ранения

Самой дорогой наградой ветеран считает медаль «За боевые заслуги». © / Михаил Герголенко / Из личного архивa

Фронтовыми дорогами пехотинец Михаил Герголенко прошёл от Белгорода до Австрии, освобождая родную землю и Европу от фашистских захватчиков. Рядовой Красной армии не получил в боях ни одного ранения.

   
   

«Я прожил хорошую жизнь, построил два дома, вырастил трёх детей», – говорит ветеран Великой Отечественной войны, который недавно отметил 100-летие.

Хлеба не хватало

Михаил Григорьевич Герголенко – ровесник Назаровского района. Ветеран отпраздновал 100-летие 8 марта. В своём почтенном возрасте он не очень хорошо слышит, поэтому пришлось общаться с ним через его дочь Людмилу.

Родился Миша в 1924 году в Курской губернии. Крестьянская семья жила на хуторе Масычево Грайворонского района, сейчас это Белгородская область. В многодетной семье Герголенко подрастали восемь детей, но в один из дней отец бросил семью, и маме пришлось поднимать ребятишек одной.

Время было тяжёлое, молодая советская республика только-только оправилась от Гражданской войны. В 30-е годы началась коллективизация. Жили очень бедно, еле сводили концы с концами. Из восьмерых ребятишек выжили трое, в том числе и Миша. Мама работала в колхозе. Как вспоминает ветеран, нормы выработки были большими.

«За мамой, как она рассказывала, был закреплён целый гектар свёклы, которую нужно было обрабатывать. Колхозники сажали, пололи, убирали овощи на полях, выращивали хлеб, но семье его не хватало. Выращенное зерно сдавали в колхоз, а сами ходили за 30 км в Харьков, чтобы там купить хлеба», – вспоминает детство ветеран.

Миша пас лошадей, зарабатывая трудодни, чтобы помогать семье, поэтому учиться было некогда, окончил он всего три класса.

   
   

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Полчища немецко-фашистских оккупантов с венгерскими и румынскими частями оккупировали Курскую область.

Население городов, деревень спешно эвакуировалось, покидая насиженные места. Брали с собой нехитрый скарб, детей и уходили подальше от немцев.

Семнадцатилетний Михаил с двумя взрослыми односельчанами по заданию председателя колхоза перегонял скот в Воронежскую область, чтобы он не достался немцам.

В 1942-м юношу призвали на фронт. Парень не собирался отсиживаться в тылу и, получив повестку в полевом райвоенкомате, отправился на передовую. Попал на 2-й Украинский фронт под командованием маршала Малиновского, в пехотные войска.

«Моя Пелагеюшка»

Рядовой Герголенко бил немецких захватчиков, освобож­дая Белгородскую, Сумскую, Полтавскую области, Молдавию. С однополчанами очищал от фашистов Румынию и Венгрию, уничтожая врага. Парень будто был заговорённым.

За годы войны он не получил ни одного ранения, только контузию от разорвавшегося снаряда. Рассказывает, что в госпиталь не поехал, остался в своей части.

«Через две недели всё прошло. День Победы встретил в Австрии, в городе Зальцбурге», – вспоминает Михаил Герголенко.

Демобилизовали бойца только в марте 1947 года из Одессы, где он служил в запасном полку. На родину возвращаться не стал, завербовался с другом в Карелию. Устроился на работу в леспромхоз главным механиком. Там и познакомился со своей будущей женой Пелагеей. Девушка трудилась путевым обходчиком на железной дороге.

Ту судьбоносную встречу Михаил Григорьевич вспоминает с особой теплотой, ведь вместе с его Пелагеюшкой, как ласково называет жену ветеран, они прожили 51 год.

Девушка в тот день была на дежурстве. Михаил с другом решили перейти на противоположную сторону реки по железнодорожному мосту, хотя проход был запрещён. Пелагея предупредила об этом молодых людей, но ребята не обратили внимания на её слова и поступили по-своему.

Как вспоминает ветеран, тогда, уходя, он обернулся и крикнул девушке, что они обязательно с ней встретятся. Так и произошло. На следующий день молодой человек нашёл свою суженую. 

Молодые люди поженились, в браке у них родился сын Анатолий, затем на свет появилась дочь Людмила. В Карелии прожили 10 лет, а после того как сгорел их дом, уехали в Казахстан к родителям жены, там в семье родился младший Александр.

Михаил Герголенко с любимой женой Пелагеюшкой, сыном Анатолием и дочкой Людмилой. Фото: Из личного архивa/ Михаил Герголенко

«Скрипим помаленьку»

В 1965 году перебрались в Сибирь, уехали, как и многие молодые советские семьи, на заработки. Поселились в Новоенисейске. Михаил Григорьевич устроился электриком на лесопильный деревообрабатывающий комбинат (ЛДК).

Спустя десять лет из-за не подходящего жене климата пришлось переехать в посёлок Преображенский, где многодетной семье сразу выделили благоустроенную квартиру. Здесь Михаил Григорьевич более 40 лет проработал на птицефабрике, до пенсии. Но его как высококлассного электрика уговорили остаться. Ветеран не смог отказать и трудился на родном предприятии ещё 14 лет.

Уже четверть века Михаил Григорьевич живёт без своей Пелагеюшки, которая ушла из жизни в 1999 году. Но его большая семья окружает его заботой и любовью. Дочь Людмила – медик, живёт в Назарово, приезжает к нему каждый день, следит за здоровьем отца.

После окончания Назаровского медучилища Людмила почти полвека проработала операционной медсестрой, поэтому, если понадобится, всегда может оказать Михаилу Григорьевичу квалифицированную помощь.

На вопрос, как папа себя чувствует, отвечает: «Скрипим помаленьку. Конечно, суставы болят, возраст, ничего не поделаешь».   

В Назарово живёт и старший сын Анатолий, младший Александр – в деревне Чердынь. Они тоже постоянно наведываются к отцу. В стенах его дома не смолкают голоса и смех внуков и правнуков. В этом году у Михаила Григорьевича появился первый праправнук Даниил.

«Трёх детей вырастил, два дома построил. Не зря прожил жизнь», – с гордостью говорит ветеран.

Фото: Из личного архивa/ Михаил Герголенко

«Семья у нас очень дружная и трудолюбивая. Так воспитывали нас родители. Они всегда держали своё хозяйство, трудились всю свою жизнь. Папа, даже будучи в возрасте, водил автомобиль. В 70 лет помогал Александру баню строить», – делится Людмила Михайловна. И рассказывает, что папа всегда любил готовить, причём у него это очень хорошо получалось.

«Мама часто подшучивала над ним, говорила: «Тебе надо было женщиной родиться». Когда она лежала в больнице, папа нас кормил. Потом я маме сказала, что у папы борщ вкуснее. Конечно, она немного обиделась, но он ей всегда помогал. Утром просыпаемся – она на кухню, и отец за ней. Он и сейчас часто сам готовит завтрак, ужин, обед. Блинчиками меня угощает», – рассказывает дочь ветерана.

Михаил Григорьевич не очень любит вспоминать о войне, о гибели своих боевых товарищей. Да и память с возрастом всё больше стирает те страшные воспоминания, тем более со Дня Победы прошло без малого 79 лет.

А вот парадный китель Михаила Григорьевича, на котором звенят юбилейные награды за участие в Великой Отечественной войне, не даёт забыть о подвиге солдата. Но самой дорогой рядовой Герголенко считает полученную на фронте медаль «За боевые заслуги».