Из всех профессий мира всего за год COVID-19 самой ценной, важной и героической сделал профессию врача. Эти люди подвергают себя риску, но снова и снова входят в «красную зону», чтобы спасать чужие жизни. И мы безмерно благодарны им за это. Искусство тоже не осталось в стороне: красноярский художник Игорь Башмаков признательность медикам выразил в своих полотнах.
Не мог пройти мимо
«Идея создания серии работ, посвящённых врачам, трудящимся в «красной зоне», моя личная. Ведь столько людей болеют! Среди моих друзей многие переболели, а некоторые до сих пор не выздоровели. И они рассказывают мне, каково это. И все, как один, говорят о подвиге врачей. А это именно подвиг – настоящий, живой! Только совершённый в мирное время. Я просто не мог пройти мимо этой темы», – рассказывает Игорь Владимирович.
«К счастью, среди врачей много талантливых людей: присылают кадр, а он по композиции, по передаче настроения идеален! – делится впечатлениями художник. – Если я работаю, то уже ничего вокруг не вижу и не слышу. Как начинаю, так не могу остановиться. Такая убойная упёртость у меня. Не брал телефон, на звонки не отвечал – за меня это делала жена. Сначала хотел написать погибших врачей. Думаю, покажу их подвиг. И сделаю ещё работ пять для полноты раскрытия темы. А когда закончил их, то понял: тема совсем не раскрыта. В «красной зоне» ведь работают и молодые люди, и в возрасте. И мужчины, и женщины… Все они воспринимают эпидемию по-своему, входят в «красную зону» с разным ощущением и восприятием. И посмотрите: у них у всех взгляд разный, совершенно разное выражение».
«Ковидная» коллекция художника растёт. Сейчас в ней более 30 работ.
Акцент на глаза
Глаза – главная деталь, с помощью которой Башмаков передаёт восприятие. На его работах они живые: излучают сострадание, боль или усталость, замешательство или самоотверженность. Глаза, считает сам художник, – одна из сильных сторон всех его работ. А в «красной зоне», где врачи с ног до головы облачены в спецодежду, они и вовсе самый важный акцент.
«Есть работа, на которой изображено, как старшая медсестра молодую девушку снаряжает в «красную зону». В этот грубый костюм, с угловатыми краями. У меня сразу возникла ассоциация. Знаете, на Руси были обряды, когда девушек замуж выдавали, снаряжали, пели песни… А вот здесь почти так же снаряжают в ковидное отделение. Трагическая вышла ассоциация, но она засела у меня в голове, и я хотел передать её людям. В этом весь смысл моего творчества – передать настроение, ассоциации, показать жизнь такой, какая она есть. Надеюсь, у меня получается», – говорит Игорь Башмаков.
Кстати, в день нашей встречи Игорь Владимирович как раз сделал себе вторую прививку от коронавируса. Во-первых, он не хочет заболеть. А во-вторых, мечтает лично поприсутствовать в «красной зоне», увидеть жизнь «с той стороны», почерпнуть детали. Семья, говорит, будет против того, чтобы он подвергал себя риску, но цель поставлена.
Художник-патриот
О подвиге людей через свои полотна патриот Игорь Башмаков рассказывает отнюдь не впервые. Он много лет занимался современной военной темой. В 2001 году его работы были посвящены захвату заложников. Также он писал несколько серий о героях горячих точек.
Художник всё делает за счёт собственных средств и не рассчитывает на какие-либо преференции. Картон, уголь, пастель куплены на свои кровные. Рамы тоже. Они очень недёшевы, и их катастрофически не хватает для оформления работ, если будет выставка. Если будет… Сегодня, в условиях ограничений, нет ясности, состоится ли она вообще. Культура, искусство и без того самые уязвимые в современном мире отрасли, а в период пандемии и вовсе переживают тяжёлые времена.
Пока часть работ Игоря Башмакова находится в мастерской, часть – прямо дома. Из-за ограничений художник всё чаще трудится в своей квартире.