Геймер – это не спортсмен. Киберспорт: профессия, увлечение или зависимость?

Киберспорт даже включили в программу Олимпийских игр 2024 года. © / Дмитрий Ерёмин / Из личного архивa

В век технологий никого не удивить работой за компьютером, общением через экран монитора, и тем более виртуальными развлечениями. Но когда говорят, что в режиме онлайн можно заниматься профессиональным спортом, многие не понимают, о чём речь. Что такое киберспорт? Чем он отличается от игромании? И чем полезен детям? Об этом мы поговорили с организаторами киберспортивных турниров в Красноярске Дмитрием Ерёминым и Дмитрием Старчевским.

   
   

От клубов до Олимпийских игр

Ксения Короченко: С каждым годом киберспорт набирает обороты. Его даже включили в программу Олимпийских игр 2024 года. А ведь многие даже не знают, что это официальный вид спорта. С чего начиналась его история?

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Старчевский

Дмитрий Старчевский: Первые турниры по киберспорту проходили на базе обычных компьютерных клубов ещё в 2000-х годах. Тогда любая соревновательная деятельность, связанная с компьютерными играми, являлась киберспортом. В 2006 году его уже признавали официальным видом спорта, правда, потом по каким-то причинам убрали из реестра, потом снова добавили.

Изначально киберспорт базировался на международных турнирах серии Asus и Samsung – компаний, которые его продвигали. В каждой стране, регионе они проводили квалификационные турниры, выводили команды на российский и мировой уровень. Так спорт и появился в России. Позже для детей, подростков начали создавать местные федерации. Главные игровые дисциплины во всех странах одни и те же. Сегодня это «Контрстрайк» и «Дота 2». «Дота 2» – командная стратегическая игра. Две команды из пяти человек сражаются друг против друга на арене. Каждый выбирает героя с уникальными способностями и выстраивает свою тактику. Цель игры – уничтожить крепость вражеской команды. «Контрстрайк» – также командная игра, но в жанре шутер на выживание. Для победы одна из команд должна уничтожить другую, защищая при этом своих игроков и точки на карте.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Ерёмин

Дмитрий Ерёмин: Что касается Красноярска, здесь люди сами создавали команды, пытались найти спонсоров. Профессио­нальный спорт становится таковым, когда человек получает зарплату. А у нас в краевой столице такого не было, да и сейчас нет. В городе хороший любительский уровень, и это уже здорово. Мы, со своей стороны, за счёт мероприятий, турниров, рекламы стараемся способствовать развитию. Ведь, как и в любом спорте, для достижения успеха необходимы большие усилия.

Но если ты действительно талантлив, найдутся спонсоры, есть все шансы пробиться в мировой топ и получать хорошую зарплату. Также отмечу, что аудитория киберспорта значительно меньше тех, кто просто играет дома в компьютерные игры. Играющие по 20 часов в сутки – это не спорт­смены, а обычные зависимые игроманы. Профессионалы не социофобы. Они ищут команды, общаются, встречаются, у них есть тренер, команда.

– В этом году в Сингапуре проводится неделя киберспорта. Дисциплины – бейсбол, велоспорт, гребля, парусный спорт. Названия вводят в ступор. Это ведь не компьютерные игры?

   
   

Д.Е.: Второе направление киберспорта – фиджитал-спорт, и оно развивается отдельно. Это синергия метавселенной и настоящего спорта. Суть процесса в том, что одну его половину занимает виртуальная реальность, другую – физический спорт. К примеру, сначала команда играет в футбол, а затем в «ФИФА» на консолях – тот же футбол, но в электронном виде. По итогу результаты суммируются. Это для тех, кому интересен и классический спорт, и кибер. Мы проводим и такие турниры в Красноярске.

Мозги и коммуникабельность

– Этим летом в Красноярске прошёл самый крупный в истории города турнир по киберспорту, где соревновались именно в игре «Дота 2». Говорят, приезжали участники со всей страны. Значит, у нас в Сибири интерес высокий?

Д.Е.: Мы уже четвёртый год проводим подобные соревнования, и второй год – при поддержке администрации на Кубок главы города. Чемпионат проходит на инновационной турнирной платформе vscl.ru, разработанной в Красноярске. На турнир каждый год приезжает большое количество человек, тысячи приходят поболеть. Ребята со всей страны – от Калининграда до Владивостока. В этом году свои силы в отборочных этапах пробовали 180 тыс. киберспортсменов и 600 команд из 84 городов России. В итоге в финал прошли восемь лучших команд, в числе которых три из Красноярска.

Д.С.: Был интересный случай. В прошлом году на турнире познакомились ребята, которые онлайн играли вместе пять лет, но никогда друг друга не видели! Они из разных городов, увиделись только в Красноярске. Также была профессиональная команда из Новосибирска: они уже имеют спонсоров и неплохую зарплату. Тоже было знаковое событие.

Но отрыв профессионалов от любителей высок. К примеру, в самом крупном мировом турнире «Интернешнл», где призовой фонд 40 млн долларов, в отборочной части играли 78 команд. Ещё пять лет назад их было в два раза больше. У нас тоже команд становится меньше. Дисцип­лина сложная, надо не просто играть – нужны хорошие мозги, высокий IQ, опыт работы с командой.

Также отмечу, что помимо игры «Дота 2» в официальном реестре киберспорта есть и другие – «ФИФА», «Хардстрор», «Флешрояль», «Лига легенд». Но мы проводим самые популярные – «Дота 2» и «Контрстрайк». Последнюю в этом году запретили красноярские власти, объяснив большим количеством в ней «врагов-террористов». Хотя нам кажется, наоборот, игра нацелена на патриотизм. В Москве такие турниры проводят, и юридически это не запрещено.

– Вы затронули интересную тему: многие люди, в том числе родители подростков, считают эти игры агрессивными, ведь там много оружия, убийств. Могут и психические проблемы возникнуть на этом фоне. Тем более если человек замкнутый и всё свободное время проводит у компьютера.

Д.Е.: Доказано, что люди, которые играют в «стрелялки», как их называют, в жизни не агрессивны. А тот, кто не играет и вообще никак не выплёскивает эмоции и агрессию, намного опаснее других. Поверьте, хуже от игр человек не становится. Однако если он сам по себе неуравновешенный, ничего не поделаешь. Во всех регламентах прописано, что игроки не должны употреблять ненормативную лексику. За это команда штрафуется или дисквалифицируется. А, к примеру, в том же футболе спортсмены гораздо агрессивнее.

Но мы понимаем, что в целом в Интернете много пропаганды незаконных веществ, мошенников и маньяков. И поэтому готовим проект «Безо­пасность в виртуальном мире». Он поможет повысить уровень онлайн-грамотности.

Сила поддержки

– Если киберспорт не вреден, то чем он может быть полезен детям?

Д.Е.: Всем, чем полезен другой спорт. Развивает навыки взаимодействия в коллективе, дисциплинированность, самоконтроль, умение быстро оценивать ситуацию. Стоит учесть, что в киберспорте есть тренеры, психологи, вырабатывается стратегия. Там успешны люди с высоким уровнем образования.

Д.С.: Навыки, которые воспитывает киберспорт, очень важны в том числе для со­временных военных. Концентрация, обращение с электроникой – то же управление дронами, усидчивость.

Серьёзный матч длится 5–6 часов. Ни один вид спорта, кроме шахмат, не даёт такого опыта. Здесь же в игровой форме человек развивает многие качества. Среди них зрительная память, моторика, логическое мышление.

Многие родители против компьютерных игр, переживают, что их ребёнок «зависает». Но для начала лучше поинтересоваться у него, во что он играет, каких успехов добился. Если ребёнок необщительный, не лишним будет посоветовать ему зайти на наш vscl.ru. Там можно найти единомышленников, команду.

А может, ребёнок уже принимает участие в турнирах, а вы и не знаете. Зайдите в турнирную сетку, она есть в открытом доступе в любой игре, уточните. К слову, многие родители приезжают на очные турниры поддержать детей. Конечно, не все ребята станут профессионалами, но найти друзей и получить положительные эмоции уже круто. Особенно если рядом родные.

В нашем турнире участие бесплатное. У новичка мало шансов попасть в финал, но первый шаг нужно сделать. Все, кто принимает участие, остаются довольны. Это молодёжный движ, эмоции. Мы надеемся, что дальше и призовой фонд будет увеличиваться, и участникам будут оплачивать проживание.

В 2020 году, во время пандемии, мы делали проект «100 лиц киберспорта». От родителей сначала получили негатив. Но потом, когда в 2021 году прогремела новость, что команда из России стала чемпионом мира в турнире по «Дота 2» и выиграла 18 млн долларов, вдруг задумались. Родители стали спрашивать: а что надо сделать, чтобы мой ребёнок тоже так играл и выигрывал миллионы?