Испорченный отпуск. Как туристы защищают своё право на отдых

Лето - разгар отпусков. Но неважно, сколько у вас денег и насколько тщательно вы его продумали, - надежды на безоблачный отдых могут испортить отменённые рейсы, разорившиеся турфирмы и ужасные отели.

   
   

Дешёвые билеты - фикция?

«Ещё в марте мы купили билеты в Симферополь у перевозчика «Икар», совместно работающего с компанией «Пегас туристик», который организовывает те самые прямые рейсы из Красноярска в Крым, - рассказывает красноярка Айнура СУЛЕЙМАНОВА. - Три билета обошлись в 26 тыс. рублей на троих. Покупали заранее, так как хотели сэкономить. Но каково же было наше удивление, когда за три недели до вылета нам пришло сообщение о том, что рейс отменён по желанию перевозчика! Естественно, возник вопрос: кто же покроет разницу в покупке новых билетов? На тот момент за 3 билета на ту же дату нужно было выложить 55 тыс. рублей».

Надо сказать, что Айнура летела на юг не загорать, а лечиться. Девушка и её муж - инвалиды-колясочники. По телефону директор авиакомпании «Икар» ответил, что ничего им не должен, кроме возврата 26 тыс. за билеты, а их вернут в течение 30 дней со дня подачи заявления. То есть у людей даже нет возможности использовать эти деньги для покупки новых билетов. Верх цинизма и наглости.

Дело на полмиллиона

А эта история похожа на мистику. Четверо туристов выиграли суд у испанской авиа­компании «Иберия». А помог им в этом красноярский юрист. Хотя потери не были глобальными - по 20 тыс. на человека. А превратились они в полмиллиона на всех.

«Когда деньги стали приходить к нам на счета, я была нереально счастлива: что победили, что можно добиться своего! - делится Ирина ПОЛЕЖАЕВА, одна из путешественниц».

Ирина Полежаева на фоне Мачу-Пикчу. Фото: Из личного архива

История началась весной 2012 года, когда пятеро молодых людей решили встретить Новый год на Мачу-Пикчу. Купили билеты с непростым маршрутом: Москва - Мадрид - Лима (Перу) - Санта-Круз (Боливия) - Сан-Пауло (Бразилия) - Мадрид - Москва - за 1000 долларов у испанской авиакомпании «Иберия». Но перевозчиком на маршруте Боливия - Бразилия должна была быть авиакомпания «Авиасур». Однако в сентябре она обанкротилась.

Молодые люди сделали запрос об этом в «Иберию», чтобы заменить перевозчика. Оттуда пришло официальное письмо: ничего менять не будут. Молодые люди решили: значит, авиакомпания полностью взяла на себя ответственность за этот перелёт. Тем более что в аэропорту им выдали посадочные талоны на все отрезки путешествия. Однако в Боливии оказалось, что никаких альтернатив «Иберия» не предоставила. Хотя на сайте перелёт по-прежнему значился и даже удачно осуществился.

   
   

 Пришлось купить билеты до Бразилии за 800 долларов (тогда как изначально весь маршрут обходился в 1000 долларов). Вернувшись домой, отправили претензию в «Иберию». Но ответа не получили. Перевели её на испанский и отправили в Мадрид. Результат был примерно такой же. Компания попросила выслать им оригиналы посадочных талонов - мол, тогда они и будут рассматривать дело. Путешественники обратились в общество защиты прав потребителей, но там взялись за дело вяло. Тогда решили обратиться к юристу - однокласснице одной из путешественниц. Суд длился почти год. И в результате компания заплатила и за билеты, и за то, что пришлось менять из-за вылета жильё и арендовать другую машину, и компенсацию за моральный вред по 30 тыс. рублей на человека.

Требовать своё не стыдно!

Ещё один удачный пример: красноярец отсудил у туристической компании компенсацию за некачественный отдых в Таиланде. Мужчина купил в компании «Турбюро» путёвку в Таиланд на двоих за 203 тыс. рублей. Исполнителем услуг согласно договору был «Пегас-Красноярск». В феврале 2014 года туристы должны были три дня провести в Бангкоке, а после 15 дней отдыхать на острове Ко Чанг. Но по прилёту в тайский аэропорт выяснилось, что им изменили место пребывания с Бангкока на Паттайю, а на острове супружеская пара отдохнула всего 13 дней вместо 15.

При рассмотрении спора суд пришёл к выводу, что туроператор исполнил договорные обязательства «ненадлежащим образом». А именно, не предупредил туристов о том, что они не поедут в Бангкок и что на островах будут на два дня меньше. Что, естественно, изменило стоимость всего путешествия, причём уже оплаченного. В итоге турфирма заплатила красноярцу 27,9 тыс. рублей за неоказанные услуги, 27,9 тыс. рублей - неус­тойку, 5 тыс. в счёт компенсации морального вреда, 30,4 тыс. - штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке и 2,1 тыс. - госпошлину. Тур­оператор, конечно, решение суда обжаловал. Но суд оставил его без изменений.

- Элементарное отстаивание своих прав у нас зачастую воспринимается как мелочность, какое-то мещанство или даже потребительский экстремизм, - говорит Ирина Полежаева. - Почему, если к тебе откровенно залезли в карман, ты должен нарочито демонстрировать свою бесчувственность? А ведь залезают зачастую не самые бедные компании. И надо бы им хлобыстнуть по наглым ручищам. Но нет! Мы пригибаемся ещё ниже к земле: куда же с ними тягаться! Исходя теперь из собственного опыта, считаю, что добиваться правды нужно. Это трудно, нудно, долго, но возможно! Требовать своё не стыдно!

На заметку: Какие документы помогут выиграть у авиакомпании, отменившей рейс?

  1. Грамотно составленное исковое заявление
  2. Билеты на самолёт и документы об их оплате
  3. Новые билеты, которые пришлось покупать взамен
  4. Посадочные талоны
  5. Справка из аэропорта о том, что рейса не существует
  6. Скриншот сайта авиакомпании, где рейс значится как выполненный
  7. Документы о новом бронировании отелей и повторной аренде машины, а также об оплате старых, пропавших заказов
  8. Выписки из банковских счетов в тех случаях, когда платили по карте
  9. Вся переписка с авиакомпанией

Мнение эксперта

 

Мария ВЛАСОВА, юрист:

- Срок давности по спорам с авиа­компаниями составляет два года. Так что и сейчас вы можете добиться компенсации за прошлогодний отпуск, если у вас были проблемы с перелётом. В российской практике суды с иностранными компаниями не редкость. Хотя существует миф, что судиться с ними надо исключительно за границей. В результате многие туристы даже не пытаются это делать.

В данном случае иск был коллективный, его подали от имени четырёх пассажиров. В чём его преимущества? В экономии времени и денег на юриста - клиенты платят в складчину. А в суде коллективный иск рассматривается точно так же, как любой другой. Что нам помогло выиграть? Были собраны абсолютно все документы.

Если документ на бумаге получить невозможно, найдите свидетелей и запишите их контакты. Например, в том же аэропорту постарайтесь отыскать других пассажиров из России. Если дело дойдёт до суда, они всегда смогут подтвердить, что ситуация с рейсом именно такая, какой вы её описываете. Обязательно возьмите у них телефоны, электронную почту и заручитесь поддержкой. Даже если они живут в другом регионе, суд может выслушать показания дистанционно - через судебное поручение в суд по месту жительства свидетеля.

Кстати

  • В марте 2015 года жительница Дудинки отсудила у государства 76,2 тыс. рублей за смену пола в загранпас­порте. Из-за этого женщина не смогла полететь за границу на отдых
  • В 2014 году семейная пара из Красноярска отсудила у туроператора 91 тыс. рублей за изменение маршрута отдыха в Таиланде
  • В 2013 году житель Красноярска отсудил у турагента и туроператора 150 тыс. рублей за сорванную поездку в Анталию
  • В 2013 году красноярская туристка отсудила у туроператора, турагентства и страховой компании 234,6 тыс. рублей за срыв путешествия во Вьетнам
  • В 2013 году красноярская семья отсудила у туроператора более 80 тыс. рублей за 11-часовое опоздание на греческий курорт
  • В 2012 году туристы из Ачинска отсудили у тур­оператора 300 тыс. рублей за ремонт в отеле, куда они приехали отдыхать

Смотрите также: