Примерное время чтения: 8 минут
461

Как отсудить 160 тысяч рублей за пылесос? Советы юристов

Довольно часто россияне, особенно пожилые люди, попадают на уловки ушлых продавцов, которые «впаривают» им некие чудодейственные товары. Словно под гипнозом люди покупают ненужные им пылесосы и парогенераторы по баснословной цене. Что делать, если это произошло с вами?

Пылесос-массажер

Один из таких случаев и произошел с жителем Красноярска, который год назад приобрел пылесос торговой марки «KIRBY». Продавцы выгодно расписали все необыкновенные свойства «чудо-техники»: заявили, что аппарат имеет режим влажной уборки и функцию массажа… И покупатель не устоял. Несмотря на то, что стоимость пылесоса многократно превышала цены других марок и достигала 116,4 тысячи рублей. При себе у мужчины денег не оказалось, но ему тут же предложили оформить «выгодный» кредит, что он и сделал.

В какой момент покупатель понял, что стал жертвой элементарного «развода», история умалчивает. По крайней мере, почти сразу же обнаружилось, что никакого массажа пылесосом делать нельзя, к тому же он шумит и слишком тяжел – весит 10,5 килограммов вместо допустимых 8,8 килограммов.

Покупатель направил в адрес продавца претензию с требованием о возврате уплаченных денег, но получил отказ, и ему пришлось обратиться в суд. Разрешая спор, суд установил, что при покупке пылесоса покупатель не получил надлежащих документов, достоверно свидетельствующих о соответствии товара обязательным санитарным нормам и стандартам, таким образом, потребитель был лишен возможности правильного выбора товара. Исходя из этих соображений, суд взыскал в пользу покупателя около 160 тысяч рублей, то есть история для него закончилась еще и с выгодой.

Профессиональные секреты

Интересы покупателя в суде представлял юрист Красноярского общества защиты прав потребителей. Как рассказал «АиФ» председатель общества Михаил Шевцов, исход дела определила высокая квалификация юриста.

«Добиться возврата товара в таких случаях очень непросто. Совершенно точно самостоятельно отстоять свои права не получится, здесь нужен очень квалифицированный юрист. Суд не божественная канцелярия, от квалификации юристов зависит очень многое, если не все. Поэтому, если вы купили дорогостоящую вещь, и она вас чем-то не устраивает, но вы все-таки можете ей пользоваться, то и пользуйтесь. Если нет – тогда обращайтесь к нам. Опыт таких дел у нас богатый, и в последние пять лет подобные дела мы выигрываем», - говорит Шевцов.

Механизм судебных тяжб он раскрывать не стал, сославшись на профессиональную тайну, пришлось обратиться к независимым экспертам. Как признается красноярский юрист Максим Генов, в случае с дорогостоящими покупками помочь вернуть деньги может не столько буква закона, сколько определенные юридические хитрости и тонкости.

«Когда покупатель в панике прибегает к юристу и просит вернуть ему деньги, чаще всего юрист хорошо понимает, что просто так договор покупки он не расторгнет – на момент совершения сделки все стороны были согласны с его условиями, с точки зрения закона, сделка абсолютна законна. Поэтому приходиться искусственно искать какие-либо недостатки товара, например, как в данном случае отсутствие обещанной функции массажа. Кстати, нужен будет свидетель, который слышал, как продавец рассказывал вам об этой функции. В суде на основании этих выявленных недостатков можно добиться возврата денег. Конечно, все зависит от того, понимает ли судья, что покупателя просто «развели». Если да, то продавцу придется забирать свой товар, несмотря на то, что он исправно работает. Это не совсем чисто с юридической стороны, но по-человечески справедливо», - считает эксперт.

При этом он отмечает, что не всегда даже квалифицированный юрист сумеет добиться возврата денег -  фирма-продавец «чудо-техники» зачастую не имеет достаточно средств на счетах, в уставном капитале значится 10 тысяч рублей и старый письменный стол. К тому же, к моменту судебного решения она и вовсе может перестать существовать.

Чем раньше, тем лучше

По наблюдениям юриста общественного объединения «Защита прав потребителей Красноярского края» Андрея Тулупова, практика подобных дел показывает, что чем раньше обманутый покупатель обратится за юридической помощью, тем больше шансов не потерять свои деньги.

«Если вы или ваши близкие явились жертвами таких дельцов, вам нужно срочно обратиться к юристам, для составления и подачи иска в суд. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас шансов получить свои деньги обратно. Судебное производство по таким делам длится от 3 до 12 месяцев и за это время фирма которая продала товар закрывается. Поэтому при подаче искового заявления в суд вам обязательно надо подать заявление о наложении ареста на имущество продавца в сумме исковых требований. Это будет залогом взыскания и получения денежных средств после вынесения решения суда», - советует Андрей Тулупов.

Он также согласен с тем, что единственным шансом отстоять свои права для покупателя является поиск любых возможных недостатков в купленном товаре.

«Судебная практика по подобным делам не однородна. Если провести анализ таких дел, то можно сделать вывод, что суд встает на сторону покупателя в тех случаях, когда в суде удается доказать, что товар имеет какие-либо недостатки, или потребителю не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, условиях кредита, обеспечивающая возможность его правильного выбора. Позиция же, что «меня ввели в заблуждение», «я не прочитал договор», «мне сказали, что цена другая», «я пенсионер и ничего не понимаю»… заранее бесперспективная»,  - констатирует юрист.

Знать свои права

По словам сотрудника юридического агентства «Авторитетный Советник» Кирилла Дорофеева, часто на руку нечистоплотным продавцам играет то, что мало кто из потребителей знает в полном объеме свои права и обязанности возникающее в результате приобретения товара. А тем более, мало кто из потребителей знает об обязанностях продавца, которые в соответствии с действующим законодательством последний обязан их исполнять добросовестно и в полном объеме.

«На практике права потребителей нарушаются повсеместно, грубо и халатно. Зачастую продавцы товара, как и в случае с нашим героем, купившим бытовой пылесос марки «KIRBY» осознанно скрывают от потребителя, информацию о товаре, заведомо зная о его несоответствии требованиям ГОСТ, СанПиН и др. нормативным требованиям. Что, разумеется, является несомненным нарушением прав потребителей», - говорит эксперт.

По его словам, выявив недостатки товара, следует незамедлительно обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, один из которых должен быть вручен продавцу под роспись, в которой обязательно должны быть указаны обстоятельства свидетельствующие о том, что товар обладает признаками ненадлежащего качества с описанием всех выявленных дефектов и требованием о возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Ухищрения продавцов 

В случае если продавец отказывается принять от вас претензию под роспись, то вы имеет право отправить ее по почте, с того момента как претензия будет получена продавцом лично или почте у продавца в соответствии с действующий законодательством будет 10 дней для ее удовлетворения или выдачи мотивированного отказа, на основании которого возникнет полное основание для обращения в суд.

«Некоторые недобросовестные продавцы идут на разные ухищрения для того, чтобы не принимать от покупателя претензию. Нет претензии нет и требований. Так же продавец может предложить провести свою экспертизу товара, который «докажет» отсутствие недостатков у товара или «установит», что недостатки возникли по вине покупателя», - предупреждает Кирилл Дорофеев.

Фото: Shutterstock.com

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы, о чем необходимо уведомить продавца - для того, чтобы последний знал, что покупатель идет до конца и не допустит обмана, который может произойти при проведении экспертизы в его отсутствие.

«При этом юридически грамотно составленная претензия с учетом конкретных обстоятельств дела может способствовать досудебному урегулированию спора и поможет сберечь ваше время нервы и денежные средства, а также судебные издержки», - говорит юрист.

И все-таки самым лучший способ не потерять свои деньги – в принципе отказаться от покупки дорогостоящих вещей, которые вам изначально не по карману.

«Как не стать жертвой обмана? Надо обращать внимание, в первую очередь, на свой карман. Если вы получаете 300-500 тысяч в месяц, то и покупайте, что вам заблагорассудится. Я знаю людей, которые купили те же самые пылесосы по 100 тысяч рублей и довольны. Но если у вас пенсия 8 тысяч, наверное, не стоит совершать такие дорогостоящие покупки», - отмечает Михаил Шевцов.

Кстати, по его информации, продавцы «чудо-пылесосов», оценив тот факт, что «впаривать» их становится все сложнее, переключились на торговлю не менее «волшебными» парогенераторами. По сходной цене от 130 тысяч рублей за штуку. Пар невооруженным взглядом не виден. Да и вооруженным тоже.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах