«Лёня – наша легенда!» Почему одарённого ребенка считали необучаемым?

Теперь перед парнем открыты все дороги. © / Наталья Сокольникова / АиФ

С 17-летним школьником из Минусинска Лёней Кудрявцевым корреспондент «АиФ-Красноярск» познакомился на краевом этапе чемпионата «Абилимпикс». Симпатичный, воспитанный парень сосредоточенно наблюдал за участниками профессиональных состязаний людей с инвалидностью и снимал всё на камеру. Он, пожалуй, так и остался бы для меня обычным школьником, если бы кто-то из педагогов не проронил: «А это Лёня – наша легенда!»

   
   

Пытался понять по лицу

 Лёня появился на свет в посёлке Нижний Ингаш. Как он сам рассказывает, родился совершенно здоровым мальчишкой. Но в младенчестве перенёс инфекцию. Переболел, да и ладно! Ведь чем только дети не болеют в первые годы жизни, пока формируется их иммунитет. Казалось, ребёнок полностью выздоровел. Но потом близкие начали замечать, что он отстаёт от сверстников в развитии и будто игнорирует внешние раздражители. Пришло время осваивать речь, а Лёня мычит. Ему задают вопросы, просят о чём-то, но мальчик ничего не понимает.

К семи годам стало понятно, что в школе Лёня не сможет обучаться наравне со сверстниками. Но в сельской местности десять лет назад было не так много вариантов. Ребёнка зачис­лили в первый класс обычной общеобразовательной школы. И первый год он просидел там. Именно просто просидел! Он не говорил, оказался не способен освоить азбуку и выполнить даже элементарные задания учителя. Пока однажды его классный руководитель не поняла, что мальчик просто ничего не слышит.

«Она звала-звала меня. Громко. А я не реагировал, не оборачивался. Это так мне говорили потом уже. Сам же я в то время, в первом классе, не слышал их всех, и поэтому не понимал ничего. А ещё был очень скромным, поэтому просто сидел на месте и ничем не занимался. Все изучали алфавит, учитель что-то объясняла, а я просто смотрел на неё и пытался по лицу хоть что-то понять, но у меня не получалось», – так вспоминает этот период детства сам Лёня.

Только представьте себе: семилетний ребёнок ничего не слышит, не понимает, что происходит вокруг, и по несколько часов в день прилежно сидит за партой! Не чиркает в тетради ручкой, не выбегает из класса, не кричит и не прыгает. Потому что на каком-то невербальном уровне понимает правила поведения. Сверстники считают его дурачком, взрослые выражаются более корректно – умственно отсталый. В какой-то момент этот совершенно целостный интеллектуально ребёнок и сам принял свою умственную неполноценность.

Средний балл – 5.0

Трудно даже представить, какое будущее могло ждать Лёню. Он мог попасть в психоневрологический интернат, в коррекционную школу восьмого вида почти наверняка, если бы… Хорошо, что этого «если бы» не случилось. Хорошо, что ребёнок встретил замечательных специалистов, педагогов и воспитателей, готовых вкладывать в детей свою душу и буквально живущих их будущим.

Первый классный руководитель Леонида настояла, чтобы мальчика показали сурдологу и отправили на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). С этого момента у него началась совершенно другая жизнь.

   
   

На ПМПК было принято решение дать Лёне Кудрявцеву направление на обучение в КГБОУ «Минусинская школа-интернат» для глухих и слабослышащих.

Парень вспоминает, как ему было страшно оставаться в интернате без родителей. Он переживал и привыкал к новой действительности не меньше года. Ещё одним потрясением было услышать вдруг всё вокруг. Голоса, музыку, гул машин… Лёне поставили слуховой аппарат. Он научился понимать речь и разговаривать. Во втором классе выучил алфавит, стал писать. В третьем догнал в учёбе остальных ребят. А примерно с четвёртого класса стал круглым отличником.

«О! Да если Лёня у нас получит четвёрку по какому-нибудь предмету, это будет обсуждаться всей школой целую неделю. У него же средний балл по учёбе – 5.0! Он у нас собирает победы во всех конкурсах. «Отличник года», «Ученик года». Он мог бы побеждать и там, и там, но по условиям конкурсов нельзя. У него будто компьютер в мозг встроен – феноменальные способности. Он и на «Абилимпиксе», я уверен, выступит успешно. Потому что уже наверняка посмотрел оценочный лист, про­анализировал, за что можно получить максимальное количество баллов. Вот на этих пунктах он и сосредоточится», – с нескрываемым восторгом рассказывает о своём воспитаннике педагог дополнительного образования, руководитель телестудии КГБОУ «Минусинская школа-интернат» Иван Фёдоров.

Иван Васильевич не ошибся. Леонид Кудрявцев одержал победу на краевом уровне «Абилимпикс» и будет защищать честь региона в компетенции «Мультимедийная журналистика» на всероссийском этапе. Впрочем, для него даже это не ново! Лёня уже был на национальном этапе и стал лучшим в стране школьником в компетенции «Студийная фотография».

Что немаловажно, увлечение Лёни уже даёт ему возможность зарабатывать. Он по заказу снимает видео на мероприятиях и потихоньку копит деньги. Пока, правда, не определился, на что именно. «Пусть лежат! Когда-нибудь понадобятся, а они у меня есть», – говорит парень.

Ещё Лёня рассказывает, что ему нравится заниматься физикой, химией и биологией, объяс­нять обычные бытовые явления с научной точки зрения. И он не исключает вероятности, что в будущем реализует себя в какой-то из этих наук. Благо, теперь перед парнем открыты любые дороги.

Крутые люди

Историй, подобных Лёниной, на чемпионате «Абилимпикс» можно найти не две и не три… Вот парень с тяжёлой деформацией рук – тоже один из лучших в мультимедиа. Вот старшеклассница с очаровательной улыбкой – лучшая в клининге. Она молча улыбается, пока организатор чемпионата Наталья Посохина рассказывает, насколько сложны задания этой компетенции, а потом отвечает ей. Жестами. Компетенция «Адаптивная физкультура. Взрослые». Мужчина с протезом вместо одной из ног. Просит ребят со «Студийной фотографии» «нащёлкать» его на память и шутит, шутит… Замечательный собеседник. Компетенция «Сухое строительство». Здесь парни и девушки в колясках состязаются наравне с теми, кто ходит самостоятельно, но имеет заболевания других нозологий.

Все эти люди круты сами по себе, настоящие профессионалы! Они на шаг впереди многих своих земляков. Но оттого ещё больнее читать в их заметках, слышать в видеороликах: «Абилимпикс» нужен, чтобы доказать…», «Нужен тем, кто хочет быть на равных…», «…чтобы показать, что мы можем не хуже».

Это наглядно демонстрирует то, что общество стало обращать внимание на проблемы людей с инвалидностью и даже что-то делать. Но пока этого ничтожно мало, чтобы они почувствовали себя свободно.