Маленькие хитрости больших магазинов. Как обманывают покупателей?

Суррогатные сыры вперемешку с хорошими – давний трюк. © / Нина Фатеева / АиФ

Переклеенные ценники с датами из будущего, грубые кассиры, очереди на кассах – пользователи соцсетей если и говорят о современных магазинах, то только в негативном ключе. Представители сразу нескольких общественных организаций, выступающих за права потребителей, решили нагрянуть в магазины крупных торговых сетей Красноярска и проверить, как там обстоят дела с удобством и безопасностью потребителей.

   
   

Вход с препятствием

За три дня команда из трёх общественников: Игоря Болбата, Станислава Максимова и Ивана Коростелева – обошла восемь магазинов. В каждом оценивались одни и те же факторы: порядок в магазине, наличие безбарьерного въезда для людей с ограниченными возможностями и мам с колясками, срок годности, внешний вид товаров, информационные стенды, противоэпидемические меры и другое. 

В половине проверенных магазинов сразу же выявились проблемы с безбарьерным входом: в «Красном Яре» не убрали резиновое покрытие с зимы, коляска по нему не проедет, в «Командоре» нереально крутой разворот, в «Аллее» и вовсе нет дороги для колясок, а на лестнице с корнем вырвана плитка.

«Мы сознательно выбирали магазины, которые находятся не в центре: на левом берегу – в мкр Северо-Западный, на правом – в районе ул. Мичурина, Павлова, Щорса. Горожане часто жалуются, что в центральных магазинах уже более-менее порядок навели, продавцы вежливые, чистота. А в отдалённых всё меняется медленно», – говорит председатель РО ОО «Объединение потребителей России» в Красноярске Игорь Болбат.

Как отличить фальсификат?

Один из важнейших моментов, на которые обращали внимание, – правила торговли товарами с заменителями молочного жира (ЗМЖ). По закону информация о том, добавлен ли в молочный продукт растительный жир, должна находиться на каждом ценнике. А товары с ЗМЖ и без ЗМЖ должны чётко разделяться на полках. Покупатель не должен путаться среди множества молочных продуктов на полках, а сразу видеть, какого качества товар перед ним. В семи магазинах с этим возникли проблемы: в «Аллее» нет обозначения БЗМЖ ни на ценнике, ни на витрине, молочные товары лежат вперемешку. В «Магните»,  «Ленте» натуральная брынза или масло оказались среди суррогатных сыров и спреда. Это частый трюк в сетевых магазинах: если хорошее масло лежит рядом со спредом, покупатель чаще всего не различит их. По подобным нарушениям общественники написали не менее 20 жалоб в Роспотребнадзор. В «Командоре» и «Хорошем» обозначений БЗМЖ на ценниках нет, в «Батоне» они прописаны нечётко.

«С большим трудом удаётся добиться, чтобы растительно-молочные смеси назывались спредом, а не маслом крестьянским или как-то ещё. Практика показала: люди берут то, что подешевле, если на упаковке написано «масло». Но как только производитель написал «спред», продажи продукта упали в 12 раз! Поэтому они неохотно сообщают об этом. А пенсионеры с плохим зрением и вовсе никогда не разберутся, будут ориентироваться только на цену. С маслом вообще беда: даже хорошее брать небезо­пасно, его часто подделывают. Бывали случаи, когда в Красноярске продавали сливочное масло, а производитель сообщал, что они вообще в Сибирь его не продают», – заметил руководитель Общественного центра по борьбе с фальсификатом Станислав Максимов.

Кстати
Роспотребнадзор рекомендует. Ценники на товары являются публичной офертой, поэтому продавец обязан продавать товар по указанной цене. Даже если покупка совершена и пробит чек, покупателю должны вернуть разницу. Кассиры часто приводят аргумент, что просто не успели заменить ценники или перепутали. Красноярцам следует знать, что это не является оправданием того, чтобы продавать товар по завышенной (по сравнению с ценником) цене. Если администрация магазина отказывается вернуть разницу между стоимостью товара и ценой, указанной на ценнике, то потребитель может обратиться в магазин с письменной претензией. Если спорная ситуация не решается, можно обратиться в Управление Роспотребнадзора, приложив к нему ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека. Надзорные органы могут привлечь продавца к административной ответственности.
   
   

Добровольный отказ

Фото: АиФ/ Нина Фатеева

Внешний вид продуктов в магазинах тоже вызывает вопросы: например, в «Красном Яре» обнаружили вздутые и лопнувшие банки с рыбными консервами и дайкон с плесенью, в «Командоре», «Аллее» и «Ленте» – гнилые помидоры, в «Хорошем» и «Батоне» – подгнившие яблоки. Что касается сроков годности, то в некоторых магазинах нашлись продукты, у которых он вот-вот закончится, но не удалось перепроверить, убрали ли их на следующее утро. Нарезанная колбаса в «Ленте» выглядела подозрительно, а в «Магните», по мнению экспертов, наклейки на тортах были слишком характерные, похожие на те, что переклеиваются несколько раз. Все эти нарушения были зафиксированы, за них сняли баллы.

Встретились в магазинах и грубые нарушения: отсутствие упаковки на хлебобулочных товарах в «Командоре» и «Ленте» – по новым требованиям это запрещено. В «Хорошем» настолько высокие стеллажи, что продавцы встают прямо в обуви на полки с продуктами, при этом вёдра с шашлыком на нижних полках стоят без крышки.  А в «Аллее», со слов администратора, отсутствует информационный стенд.

По словам проверяющих, в отдалённых районах магазины расположены в маленьких помещениях: тесные коридоры, захламлённые проходы, невозможность чётко разделить товары и установить современное оборудование – такова плата за то, чтобы магазин был прямо у дома.

«Несмотря на нарушения, которые мы нашли, за много лет ситуация меняется к лучшему. Директора крупных магазинов, таких как «Лента» и «Аллея», жалуются, что проблема в нехватке персонала – не успевают заменить ценники и убрать просрочку. Сами директора по-другому относятся к своей работе: если на кассе очередь, директор сядет и будет рассчитывать – раньше такого не было. В «Красном Яре» мы обратили внимание на гнилые помидоры – директор магазина вышла и навела порядок. С полок совсем пропал возмутительный товар, например, сливочное масло по 86 рублей за килограмм. Я предложил магазинам в добровольном порядке отказаться от продуктов, имитирующих молочные продукты: всякие «Сметанки», «Творожки», «Сырки». Медленно, но что-то меняется», – подытожил Игорь Болбат.

Результаты рейда по магазинам со всеми замечаниями отправятся в администрацию города, краевую администрацию и в надзорные органы. 

Справка
РЕЙТИНГ МАГАЗИНОВ: 1-е место – «Красный Яр» (ул. Юшкова, 4а); 2-е место – «Командор» (ул. Тотмина, 22); 3-е место – «Лента » (ул. Мичурина, 77) и «Батон» (ул. Павлова, 52); 4-е место – «Магнит» (ул. Павлова, 41); 5-е место – «Аллея» (ул. Щорса, 44); 6-е место – «Хороший» (ул. Павлова, 40).

Мнение
Директор «Школьного комбината питания», руководитель общественной организации «За Красноярск» Иван Коростелев: «Я в подобные рейды выхожу не в первый раз. Меня интересует вопрос безопасности продуктов из торговых сетей, выявление типичных нарушений при хранении, продаже, информации на этикетках. Вопрос безопасности и качества школьного питания в Красноярске стоит особенно остро, учитывая повторные случаи отравления детей. К сожалению, пока система устроена так, что только личная ответственность директоров позволяет застраховать от подобного. Есть директора, которых все знают, – они никогда не примут от поставщика плохие помидоры, отправят назад. К ним и не везут».