Красноярский край прочно обосновался в федеральной повестке. Поводы для внимания самые разные. Обстоятельная встреча с президентом Владимиром Путиным, заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о перспективах строительства красноярского метро, активная реализация КИП «Енисейская Сибирь». Об этом, а также о других темах, которыми живёт регион, мы поговорили с губернатором Александром Уссом.
Андрей Соколов: Александр Викторович, накануне встречи с президентом России Владимиром Путиным активно муссировались слухи о вашей отставке или назначении полпредом в СФО. Как относитесь к таким разговорам? Или на такой должности нужно быть готовым ко всему?
Александр Усс: Слухи обычно не комментирую. На каждый чих не наздравствуешься. Ваши коллеги по творческому цеху периодически меня куда-то ссылают. Ещё когда работал председателем Законодательного Собрания, читал такие удивительные новости, что самому было интересно, когда же придут официальные предложения о трудоустройстве.
А если серьёзно, то своё будущее я связываю только с Красноярским краем. Я тут родился, учился. Здесь мои корни. Уезжать не планирую. Остаюсь с земляками. А тем, кто спит и видит меня за пределами края, скажу, как в том анекдоте: не дождётесь.
Метро, аэропорт и театр
– Основные темы, которые обсуждались с президентом, уже озвучены. Может, что-то осталось за кадром? Какие-то вопросы ещё обсуждали?
– К этой встрече готовился заранее. Понятно, что у главы государства напряжённый график, и рассказать обо всём, о чём хотелось бы, просто невозможно. Выделил несколько приоритетов.
Первый – метро. Красноярск почти десять лет назад перешагнул миллионный рубеж. Подземка придаст импульс дальнейшему развитию столицы края, поможет решить инфраструктурные, экологические проблемы. Напомню, что именно при поддержке президента началась актуализация этого проекта. Сейчас он проходит поэтапное согласование в Главгосэкспертизе. Я попросил Владимира Владимировича назначить куратора строительства нашего метрополитена на федеральном уровне. Уверен, это будет способствовать скорейшей реализации проекта.
Второй приоритет – аэропорт Красноярск, один из ключевых инфраструктурных объектов края. На его базе создаётся международный логистический авиаузел. Этот проект входит в КИП «Енисейская Сибирь». За пять лет совокупные инвестиции в модернизацию воздушной гавани составили почти 13 млрд рублей. Аэропорт вошёл в десятку крупнейших по объёмам грузоперевозок в России. Недавно «Аэрофлот» запустил у нас новую программу полётов. Теперь надо завершить реконструкцию перрона и взлётно-посадочной полосы, проложить железнодорожную ветку до Красноярска. Здесь нужна помощь федерального центра.
Кроме того, я поднял тему снижения так называемого углеродного следа крупнейших компаний, работающих в крае. Для нас принципиально важно, чтобы планы таких гигантов, как Роснефть, Газпром, РУСАЛ, СУЭК, «Норильский никель», соотносились с экологической повесткой региона. Есть идея создать в Красноярске консорциум университетов и академических институтов, который будет взаимодействовать с предприятиями, проводить экологические исследования, внедрять инновационные разработки, помогать в создании сети карбоновых полигонов.
И наконец, необходима реконструкция театра оперы и балета, который отметит полувековой юбилей в 2028 году. Его появление стало возможным благодаря движению «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Сегодня театр – один из символов столицы региона, место проведения крупных, в том числе международных мероприятий. Но само здание обветшало. Его обновление стало бы отличным подарком к 400-летию города.
По всем нашим предложениям президент дал соответствующие поручения федеральному правительству.
Здесь хотят жить и работать
– В рамках КИП «Енисейская Сибирь» на территории региона будут реализованы масштабные проекты, которые дадут десятки тысяч рабочих мест. Но в крае проблема с кадрами в пятёрке актуальных. Где будем брать специалистов?
– Я бы не стал говорить так категорично. У нас проблемы с кадрами есть в социальной сфере, например, в здравоохранении. И то большей частью это касается глубинки, а не крупных городов. Тому есть как объективные, так и субъективные причины. Чтобы решить проблему, принимаем адресные решения. Выделили деньги на дополнительный приём абитуриентов в медицинский университет на дефицитные специальности. Предлагаем подъёмные в сумме миллиона рублей для врачей, готовых переехать на работу в сельскую местность. Похожие программы есть и для учителей.
Что касается проектов «Енисейской Сибири», то там речь о производственных специальностях: инженеры, металлурги, угольщики и так далее. В основном нужны высокооплачиваемые работники, и мы рассчитываем, что сможем закрыть потребность за счёт местных кадров.
Для этого есть все предпосылки. У нас готовят специалистов самого широкого профиля. Очень ценятся выпускники СФУ, в том числе институтов нефти и газа, горного дела, геологии и геотехнологий, цветных металлов и материаловедения. Программы обучения строятся с учётом потребностей компаний. За два года свыше полутора тысяч человек уже получили работу в рамках КИП «Енисейская Сибирь». Кроме того, более тысячи специалистов включены в кадровый резерв.
– Почему в Сибири и на Дальнем Востоке нет доплаты (выплат) за проживание в экстремальных условиях? Если народ отсюда уедет (а отток населения, согласитесь, есть), то территорию могут освоить, например, мигранты, которые едут сюда.
– Не соглашусь с вами. Уезжают отсюда меньше, чем сюда приезжают. В прошлом году в Красноярском крае было зафиксировано положительное сальдо миграции. Это говорит о том, что в нашем регионе люди хотят жить и работать. Причём речь не только о мигрантах из соседних республик. Едут к нам и из других регионов России.
Дело здесь не в цвете кожи или в разрезе глаз. Ходит такая шутка, что сибиряки – это «заблудившиеся» жители европейской части России. Красноярский край стал родным домом для представителей многих народов, здесь насчитывается полторы сотни национальностей. Мы всегда уважали самобытность разнообразных культур и традиций.
В плеяде выдающихся жителей края ушедший недавно от нас Дмитрий Георгиевич Миндиашвили – легендарный тренер, которого ценят во всём мире. Арэг Саркисович Демирханов – человек, который сформировал современный облик краевой столицы. Хазрет Меджидович Совмен душой болеет за сибиряков, воплотил в жизнь множество благотворительных проектов. Перечислять можно долго. Так что ксенофобия – это точно не про красноярцев.
Теперь о доплатах. Они были, есть и будут. Для тех, кто живёт в сложных климатических условиях, установлены так называемые районные коэффициенты. Их размер зависит от территории. В центральной и южной частях края они составляют 60%, а на Таймыре – 160%. Всё это отрегулировано на законодательном уровне.
По сравнению с другими регионами у нас достаточно высокая зарплата (по итогам прошлого года – около 54 тыс. рублей в месяц). Мы в топ-15 лучших в стране и первые в Сибири. Полагаю, это тоже значимый фактор для притяжения рабочей силы.
Но дело не только в деньгах. Для людей важно, чтобы помимо достойного заработка были другие показатели качества жизни: развитая инфраструктура, детские сады, школы, поликлиники, места отдыха и прочее.
По дорогам – в пятёрке лучших
– Большое видится на расстоянии. Недавно были в Новосибирске и увидели, что и дороги там хуже, и общественный транспорт древний, и большие пробки на дорогах, несмотря на метро. И аэропорт проигрывает красноярскому. С одной стороны, гордость за край, с другой – проблем у нас не меньше. С теми же дорогами, хотя миллиарды выделяются на их ремонт. Осенью положили асфальт, а весной он сошёл вместе со снегом. Есть объяснение этому?
– Предпочитаю говорить о наших достоинствах, не указывая на чужие недостатки. Новосибирск – это административный центр Сибири, и там есть вещи, на которые можно равняться.
По качеству дорог наш край сегодня входит в пятёрку лучших регионов. И это вполне обосновано. В прошлом году на развитие дорожной сети было направлено на четверть больше средств, чем в 2019-м, – 18 млрд рублей.
Другая сторона вопроса заключается в том, что хватает халтуры со стороны подрядчиков. Иногда они не соблюдают технологию или используют некачественные материалы. А бывает то и другое. Тут важен контроль. Когда заключается договор на строительство или ремонт дорог, в него закладываются гарантийные случаи. В ходе совещаний с главами территорий я всегда требую, чтобы они контролировали состояние дорог и привлекали предприятия к исполнению взятых на себя обязательств.
Сделать вирус управляемым
– Красноярские учёные заявили, что при увеличении темпов вакцинации до 5–10 тыс. доз в сутки край преодолеет эпидемию уже к ноябрю-декабрю этого года. Чтобы был коллективный иммунитет, нужно привить 1,3 млн человек. Вы уже привились. Но многие ещё опасаются. Что бы вы сказали по этому поводу сомневающимся?
– Я с большим уважением отношусь к мнению медицинского сообщества и не сомневаюсь в его компетентности. В своё время именно вакцинация помогла человечеству пережить масштабные эпидемии. Благодаря прививке можно сделать вирус управляемым, сформировать тот самый коллективный иммунитет. Доказано, что люди, принявшие вакцину (особенно пожилые), легче переносят болезнь. А вот у непривитых врачи наблюдают серьёзные последствия для здоровья, даже у тех, кто раньше переболел коронавирусом.
И ещё один важный аспект: коллективный иммунитет значительно снижает риск заболевания тех, кому сегодня вакцина противопоказана по состоянию здоровья. Поставить прививку – значит защитить таких людей.
Учим родину любить…
– Красноярский край занимает одно из первых мест в России по «производству» мусора. За год на промышленные свалки вывозят около 24 млн тонн отходов, половина – из столицы края. Буквально мусорные горы вырастают не только на окраинах Красноярска. В других районах тоже можно увидеть на въезде вдоль дорог растянувшиеся на сотни метров свалки. Действующие полигоны ТБО переполнены, о строительстве заводов по утилизации мусора говорят много лет, но они так и не появляются. В чём видите решение проблемы?
– Впервые слышу, что наш край в лидерах такого антирейтинга. Очень сомневаюсь, что мусора у нас образуется больше, чем в других территориях. Помнится, пару лет назад писали, что по уровню накопления отходов в расчёте на человека Красноярье можно даже считать чистым регионом.
Да, на старте реформы были сложности, но сейчас ситуация намного лучше. Проедьтесь по районам Красноярска – и вы уже не увидите того, что прежде. Мусор в полиэтиленовых мешках аккуратно грузят в машины. Каждый день на улицы выходит уборочная техника. Существенно чище стал центр города, да и окраины тоже.
Цель «мусорной» реформы – создание связанной цепочки «сбор – сортировка – переработка». Рост потребления привёл к тому, что у нас полигоны захлёбываются от количества отходов, тогда как вся Европа уже перешла на технологию рециклинга.
В крае тоже начали появляться предприятия, которые перерабатывают пластик, делают из него тротуарную плитку, кровельные материалы, системы водоотведения и многое другое. Понятно, что бизнес этот относительно молодой, мы только в начале пути.
Сейчас методично приводятся в порядок места накопления мусора. Людей можно сколько угодно агитировать за чистоту, но если в том месте, где они живут, нет специально оборудованной контейнерной площадки, вряд ли следует ожидать должного эффекта.
Начиная с 2019 года в 28 муниципальных образованиях оборудовано около тысячи таких мест. Параллельно правительство края вместе с региональными операторами отлаживает механизм борьбы со свалками. Создаются специальные приложения, с помощью которых красноярцы могут сообщить о нарушении закона (в министерстве экологии работает круглосуточная горячая линия 8-800-20-11-116. – Прим. редакции). Если кто-то не желает выкидывать мусор правильно, то привлекаем к ответственности. Как говорится, учим родину любить.
Природа Красноярья – одна из красивейших в мире
– Заграница для многих жителей края недоступна из-за пандемии. Российские курорты, пользуясь ситуацией, взвинтили цены так, что тоже оказались не по карману многим, даже с учётом кешбэка. Поэтому для нас остаётся открытым вопрос, где провести лето. При этом в регионе много уникальных и красивых мест, где можно было бы отдохнуть, но недостаточно развита инфраструктура. Как поддерживается туристическая отрасль в регионе? И где предпочитаете отдыхать сами? Есть любимые места в крае?
– Знаете, мне довелось побывать во многих странах, на всех континентах, даже на обоих полюсах Земли. Убедился в том, что природа Красноярья – одна из красивейших в мире. Она многообразна, и в этом её уникальность.
Наш край протянулся с севера на юг на три тысячи километров. Когда в Минусинске собирают яблоки, на Таймыре уже лежит снег. Плато Путорана с его тысячами озёр, живописные Столбы, Ергаки... А красавец Енисей! Вполне закономерно, что красоты края привлекают внимание туристов. Наша задача – этот интерес поддержать, создать инфраструктуру, чтобы гостям было комфортно.
Сейчас возобновились круизы по Енисею. Тур до Дудинки на теплоходе «Максим Горький» пользуется большой популярностью, хотя далеко не всем доступен по цене. В ближайшие годы на реку придут ещё два теплохода, которые строятся на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Они рассчитаны как на пассажирские, так и на туристические перевозки.
С 2015 года краевой бюджет выделяет средства на социальный туризм. Мы помогаем в организации путешествий пенсионерам, ветеранам боевых действий, войны и труда, инвалидам, многодетным семьям, учащимся и воспитанникам образовательных организаций. В этом году благодаря субсидиям в тур смогут отправиться около 2,5 тыс. человек.
Также мы поддерживаем муниципалитеты в создании рекреационных зон. В прошлом году разработали проект и начали обустраивать причал в районе Новосёлова. В этом сезоне работы продолжатся возле паромной переправы, которой пользуются тысячи людей. Также в планах благоустройство берега Монастырского озера в Енисейском районе, площадки рядом с Казанцевской писаницей в Шушенском районе.
Лично я предпочитаю тихий, спокойный отдых. Хорошие впечатления остались от плато Путорана. Люблю гулять в лесу. Иногда езжу с друзьями порыбачить на Енисей или на Даурский залив Красноярского моря. Зимой люблю на снегоходе покататься. А летом или ранней осенью, если получается, часть отпуска провожу в Сочи.
Когда дело по душе
– В конце мая для выпускников прозвучал последний звонок. В июне пройдут выпускные балы. Эти события остаются в памяти на всю жизнь. А как это было у вас? О чём тогда мечтали? И что вы пожелаете нынешним выпускникам?
– В моё время всё было по-простому. Я же деревенский. Получили аттестаты, попили чай с конфетами и разошлись по домам. Лето на селе – самая горячая пора, отдыхать некогда, нужно помогать по хозяйству.
О чём мечтал? В детстве очень хотел стать моряком, хотя самого моря в глаза не видел. Даже собирался в ленинградскую мореходку поступать. Но потом всё сложилось по-другому. Кстати, когда, уже будучи взрослым, первый раз пережил небольшой шторм, понял, что мореходство – это не совсем моё...
А выпускникам я искренне желаю найти дело по душе, ту профессию, где они смогут раскрыть свои таланты. Пусть всё у них получится!