Владимир Лукьянов не олигарх и никакого бизнеса не имеет. Он военный пенсионер, влюблённый в свою малую родину. Он просто хочет сохранить память о людях, которые когда-то основали его родную деревню и защищали страну от фашистов. Как это удается и чего стоит, Владимир Александрович рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».
«Это же герой»
«Что такое «Квитовича»? Дмитрий Константинович родился и вырос в Шарловке, подрастающее поколение должно знать, кто это. В администрации на мой вопрос ответили просто: писать полное название слишком длинно, – вспоминает Владимир Лукьянов. – А в феврале 2016 года в деревне решили установить мемориальную доску с именем Дмитрия Квитовича. Но на доме, где жили его родители и где он вырос, новые хозяева сделать это не позволили. В итоге табличку разместили на соседнем заброшенном доме, причём смотрит она не в улицу, а в сторону леса. Отчитались, сфотографировались и уехали».
Тогда у Владимира Александровича и появилась идея установить в деревне мемориал. В районе сразу заявили, что денег нет, поэтому он решил действовать сам. Начал собирать информацию о тех, кто её основал (интересная история, но это материал для отдельной статьи), о тех, кто ушёл на фронт, погиб на полях сражений, пропал без вести или вернулся, но уже ушёл из жизни. Он побывал в архивах Козульского и Ачинского района, военкомате Емельяновского, делал запрос в ОБД «Мемориал», что-то взял из «Книги Памяти» и «Никто не забыт, ничто не забыто», помогали и местные жители. Отыскал несколько десятков имён, которые точно заслуживают, чтобы их помнили. Деньги на плиты с гравировкой помогали собирать односельчане. А расчищать пустырь на месте бывшего клуба и строить мемориал пришлось в одиночку. К тому моменту против него развернулась настоящая война. Инициатором, по словам Владимира Лукьянова, стала районная власть, которой не понравилась его инициатива. В местной прокуратуре даже появилась жалоба, подписанная жителями села Шарловка, но без конкретных имён. В ней сообщается, что Лукьянов незаконно захватил землю, построил сооружения, которые будут не безопасны для детей. Благо, прокуратура никаких противоправных действий не выявила. Тогда приехал заместитель главы Козульского района и провёл опрос среди жителей деревни, нужен ли им памятник. Шарловчане вступились за Лукьянова, и на время его оставили в покое.
Встали в строй
В конце апреля 2019 года мемориал был готов. На символической кирпичной полуразрушенной стене несколько табличек, где отражена история этой небольшой деревушки. Одна часть мемориала посвящена первым поселенцам Шарловки, на второй – список жителей, репрессированных с 1922 по 1938 год, на третьей – фамилии жителей деревни, вернувшихся с войны, пропавших без вести и погибших в годы Великой Отечественной.
Открытие мемориала наметили на 9 Мая. Владимир Александрович договорился с воинской частью, расположенной в Козульском районе, о праздничном залпе из орудий, с районным клубом – об организации концерта, но за четыре дня, не объясняя причины, они отказались. Отступать было некуда: жители уже были приглашены, и Владимир Александрович пошёл ва-банк, позвонил в краевые ячейки нескольких партий и в Общественный народный фронт с просьбой посодействовать.
«Я не знаю, кто из них всё-таки дал делу ход, но утром 9 мая мне сообщают из районной администрации, что салют от воинской части будет, а районный клуб приедет с концертом. На открытие в 12.00 пришло 150 человек, тут, наверное, столько и не живёт», – с радостью вспоминает Владимир Лукьянов.
Но с открытием мемориального комплекса Владимир Александрович не успокоился, он продолжает собирать истории людей, которых взрастила Шарловка и которые составляют её славу.
«Я хочу сохранить память об односельчанах для их потомков. Они даже снятся мне. Приходят и как будто становятся в строй. Улыбаются. И я знаю, что всё делаю правильно».
Смотрите также:
- Семья или Родина. Непростой выбор пленного сибиряка в Первую Мировую →
- Акция «Поздравь ветерана с Победой!» продолжается →
- В крае живет 83 долгожителя →