Оптимисты из Татьяновки. Чем живёт маленькая сибирская деревня?

До Татьяновки из Красноярска - 120 км. © / Татьяна Бахтигозина / АиФ

25 января Татьяны празднуют свои именины. Но есть в крае деревня, где этот день отмечают все жители. В Татьяновке, по традиции, люди соберутся в сельском клубе, будут петь песни, чай со сладостями пить. 

   
   

Как убедился корреспондент «АиФ-Красноярск», живут татьяновцы дружно: вместе и в беде, и в радости.

В честь великой княжны

В честь кого получила деревня в Рыбинском районе Красноярского края название, доподлинно не известно. У местных бытует легенда. Когда-то через эти места проезжал будущий царь Николай II. Когда у него родилась дочь и её назвали Татьяной, жители на сходе решили населённый пункт, до этого бывший Васильевкой, переименовать в Татьяновку. Три года назад здесь отметили 120 лет со дня основания.

В деревне сейчас всего две улицы, здесь проживают чуть больше ста человек. Татьян пять. Причём долгое время тут девочек так не называли - детей рождалось мало, и имя почему-то было не в чести. Сейчас самой младшей из Тань 5 лет. Тут в последние годы случился, как говорят местные, бэби-бум. И теперь в деревне 18 детей.

За последние годы, по деревенским меркам, родилось много детей. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Когда-то в деревне было больше 500 человек, - рассказывает заведующая сельским клубом Татьяна Писарева. - И татьяновцы славились высокими достижениями в животноводстве и полеводстве. Наш совхоз всегда первое место держал. Вот тогда имя Татьяна у нас было невероятно популярным. Я тоже здесь родилась и очень рада, что меня назвали именно Татьяной…» 

Срочно требуется фельдшер

Как и во многих деревнях, работы здесь особо нет. Вот и уезжают молодые. Кто остаётся, работает либо на ферме у частного предпринимателя, либо на вахты ездит. Долгое время здесь не было даже магазина - товары первой необходимости продавались в небольшой лавочке, которая открывалась по звонку. Теперь здание бывшего сельмага выкупили молодые предприниматели. И местные радуются, что больше не надо за каждой мелочью в соседние Заозёрный и Рыбное ездить.

А в прошлом году деревня лишилась фельдшерского пункта. Точнее, он есть, здание даже продолжают отапливать и регулярно убирать. Но вот фельдшера нет. Прежний медработник, Нина Новикова, отработала в нём 54 года. Ушла уже из-за возраста и по состоянию здоровья. Сколько она родов приняла да уколов поставила - говорит, все уже не припомнит. 

   
   
Нина Новикова 54 года проработала в Татьяновке фельдшером. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Ко мне сельчане продолжают идти, но я уже ничем помочь не могу - у меня ж теперь ни лекарств, ни оборудования нет, я своё отработала, солнышко, - рассказывает Нина Афанасьевна. - Уж и не знаю, кто к нам приедет. Это ж надо решать, где новый работник жить будет. А супругу где работать? Но очень ждём нового фельдшера, деревне без него никак».   

А пока татьяновцам приходится ездить в поликлинику в Заозёрное - 20 км в одну сторону. Говорят, за день успевают пройти одного специалиста, так как надо обратно успеть на рейсовый автобус. Вот и растягиваются визиты к врачам на несколько дней. А кто-то и машет рукой на свои болячки… Всего раз приезжали из райцентра медработники прививки ставить. Да ещё всех массово на диспансеризацию свозили. Скорая до них тоже долго добирается. Местные говорят, ещё и ругаются, что лишний раз вызывают.

Остановка есть, а рейсовые автобусы здесь не останавливаются. Фото: АиФТатьяна Бахтигозина

«Беда у нас и с рейсовым сообщением, - рассказывает о проблемах депутат сельсовета Алла Тугова. - Из Красноярска до Татьяновки билеты не продают. Говорят, остановки такой нет. Как же нет? У нас вон и остановочные павильоны какие красивые сделали - и с той, и с другой стороны дороги. Но водители едут мимо, мол, ГЛОНАСС следит, не положено. Следующая остановка только в Заозёрном».

Дружно живём

Но татьяновцы не унывают. И живут отнюдь не скучно. Проехать мимо дома того же депутата Аллы Туговой просто так не получится: взгляд цепляется за диковинные фигуры возле ворот. Тут и милиционер с гармошкой, и девица с балалайкой, а ещё символы года: овца, лошадь, собака и прочие. Всё из подручных материалов сделала хозяйка дома.

У дома депутата Аллы Туговой. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Мастерить начала, когда у меня внучка родилась, раньше со мной такого не было, - отшучивается женщина. - Односельчане помогают: кто вещи какие отдаст, кто шуруповёртом выручит».

Другая знатная мастерица - Ганна Немцева. В деревне славится своими вышитыми коврами и картинами и даже иконами - многих ими одарила. Бабушке почти 80 лет, но увлечение своё она не бросает.

Вот такие ковры вышивает Ганна Немцева. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

«Этот ковёр года два вышивала, - показывает женщина полотно размером больше её роста. - Раньше детям дарила, а они вот «повертали» мне назад. Времени на вышивку много уходит, невестка у меня по хозяйству, а я сижу, «колупаюсь» помаленьку. Какая картинка понравится, я её «снимаю», считаю и принимаюсь за работу. Это сейчас всякие журналы, а раньше ничего не было, так что самоучка я».

Сама Ганна из Западной Украины. Родилась там перед самой войной, в 1940 году. Те страшные годы не помнит.

«Бабушка рассказывала, что нашей деревне повезло: долго в ней немцы не стояли, а в соседних беды много рубили, - говорит Ганна. - На вышку людей отправляли, детей на штыки - и в колодец кидали… А к нам в дом немец зашёл, увидел нас - пятерых малых, да кур, по двору бегающих, и матери показал: мол, заруби да детей покорми, а то другой немец придёт и заберёт птицу. Всяко тогда было».  

Приехала в Сибирь к брату Ганна в 17 лет - он здесь железную дорогу строил. «Парень из армии местный пришёл, полюбили друг друга, так корни в Татьяновке и пустила». Сначала на железной дороге работала, потом в совхозе дояркой. Вся жизнь - в труде. А пенсия - всего 10 тыс. рублей…

В сельском клубе и поют, и танцуют, и новости последние за чаем обсуждают. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

Ещё татьяновцы любят петь. В местном клубе есть взрослый вокальный коллектив. А дети занимаются танцами - работает кружок. Здесь вообще многое держится вокруг клуба. Можно просто прийти - в бильярд, теннис поиграть, пообщаться, чайку попить, новости обсудить. А каждую субботу обязательно дискотека. Заведующая Татьяна говорит, что человек 15 на неё собирается: в выходные кто с учёбы в деревню приезжает, кто бабушек-дедушек навестить.

Так Масленицу всей деревней отмечали. Фото: Из личного архива/ Виктория Соколова

«Живём мы дружно, если какая у кого беда случается, вся деревня помогает, - говорит Писарева. - У нас тут вокруг часто пожары случаются. Так если огонь к деревне подбирается, все сбегаются, своими силами тушим, пожарные приезжают, а им уже делать нечего… Вот такие татьяновцы». 

Из мёрзлой картошки лепёшки пекли  

По традиции, с подарками мы заехали к труженикам тыла. Их здесь двое. Им уже по 90 лет - в Татьяновке родились, военные годы провели здесь же. Анастасия Соколова вспоминает, что тогда им, девчонкам, какую только работу не приходилось делать. «В поле косили, и силос закладывали, и коров доили, и камни на дороге били - тракт стелили, лес сплавляли. Летом-то ещё как-то кормились. А зимой голодно было - картошку мёрзлую собирали и лепёшки пекли».

Нина Тугова во время войны вместе с мамой на свиноферме работала. Вспоминает, как волк загрыз свинью, и его застрелили. А за его убийство маму осудили, штраф большой выписали. Так в тяжёлое время семья без последней копейки осталась. Трудились же круглосуточно. «Нас из бригады только по воскресеньям в клуб отпускали. Мы потанцуем - и опять работать», - вспоминает ветеран.

В Татьяновке не унывают. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина