Его фотографии с заимки сибирских отшельников Лыковых можно обнаружить на просторах Интернета. Без указания фамилии автора. Хотя он есть – Николай Пролецкий, который дарил свои снимки в то время, когда Всемирная паутина ещё не охватила все уголки земного шара.
И вот спустя 30 лет журналист krsk.aif.ru решила восстановить справедливость и нашла одного из первых авторов фотографий семьи отшельников Лыковых.
Уникальные кадры
Чёрно-белые фотографии Карпа Осиповича и молодой Агафьи Лыковых, кадры их быта нашёл в своём архиве заслуженный пилот Российской Федерации Валерий Вернер из Хакасии. В 1980-е годы он летал на вертолёте Ми-8, доставляя груз геологоразведочной партии, которая работала в верховьях Абакана. О нем мы писали здесь.
Бывало, по пути забрасывал экспедицию к Лыковым. Тогда же на память ему подарили уникальные снимки. Вот он, оказывается, какой – Карп Осипович: седые вьющиеся волосы, окладистая борода. Агафья в молодости, как и сейчас, улыбчивая. Вот дом, в котором жили Лыковы, немудрёный скарб. Замечательный кадр: отец с дочерью показывают профессору, доктору медицинских наук Игорю Павловичу Назарову, как плести верёвки из кудели конопли, которую они специально выращивали на огороде.
«Фамилию фотографа не назову, знаю, что он из Абазы. Столько времени прошло, не помню», – сказал Валерий Андреевич. Снимки, которым больше 40 лет, он дал на время, «с возвратом».
Повезло!
Можно ли найти человека в таёжном городе по происшествии нескольких десятилетий? Оказывается, можно!
– Татьяна Михайловна, подключайтесь! Кто мог фотографировать Лыковых с момента их обнаружения? Копии снимков вам отправила, – звоню известному журналисту из хакасского города Абаза Татьяне Лисенковой.
– Это Николай Петрович Пролецкий. В нашем музее были выставки его фотографий. Сейчас он в Норильске, у сына. Постараюсь найти его телефон, – тут же откликнулась Лисенкова.
– Да, это мои фотографии, – из заполярного города признал свою работу Николай Петрович. – Из экспедиции, которую организовывал писатель Лев Степанович Черепанов. Он предложил учёным из медицинского и сельскохозяйственного направления изучить феномен выживания староверов.
– А вы как попали?
– Повезло!
Вот так журналист krsk.aif.ru нашла автора первых фотографий семьи Лыковых.
Экспедиция
Николай Пролецкий – шахтёр. После учёбы в Черногорском горном техникуме и последующей службы в армии обзавёлся семьёй и обосновался в Абазе. Устроился на работу – на рудник.
– Всю жизнь увлекался фотоделом. Вёл кружок на городской станции юных техников. Ребята с удовольствием занимались, – делится воспоминаниями Николай Петрович. – А вот образования у меня – ни педагогического, ни курсов по фотографированию – не было, я самоучка.
Знакомый мне подсказал: поступай на заочное отделение в народный университет искусств в Москве. Советом этим воспользовался. Знания лишними никогда не бывают. И вот нам дали контрольное задание – сделать фотографии из путешествия.
Про Лыковых у нас многие в Абазе знали, ещё до того как на них вышли геологи. А тут уже в открытую заговорили. Писатель Лев Черепанов учёных собрал. Постоянными членами экспедиции были доктор медицинских наук Игорь Назаров из Красноярского мединститута, художница Эльвира Мотакова. Каждая поездка пополнялась новыми людьми: учёными, в том числе сельскохозяйственного направления, служителями старообрядческой церкви.
Я подвизался проводить, помочь, работал как фотограф. Так стал постоянным членом экспедиции. Сдружились все. Не единожды к Лыковым ездили. Кстати, в университете за контрольную поставили «отлично».
Эльвира Мотакова написала картины «Отшельница» и «Портрет Агафьи». Игорь Назаров издал книгу «Таёжные отшельники». Лев Черепанов до конца жизни опекал Лыковых. У меня остались негативы со всех наших совместных поездок.
На мой взгляд, первые лучшие кадры сделала геолог Журавлёва, не помню её имени. Лыковы тогда не были знакомы с фотоаппаратом. По доброте душевной им объяснили, как делается снимок. И тогда Лыковы наотрез отказались фотографироваться. Когда на них наводили объектив, они отворачивались или прятались.
Что мне было делать? При съёмке Лыковых я первым применил метод скрытой камеры. Прятался в загон, где коза обитала, находил щёлку и ждал удачного кадра. Высовывался из-за спин, деревьев.
Один раз, показывая фотоаппарат, сказал Агафье, что это прибор, который определяет погоду: сейчас будет солнце, а вечером пойдёт дождь. Она слушала, хитро поглядывая: не обманываю ли? Сообразительная. Мне повезло, погода была такой, как я её описал.
Потом имел долгий разговор с Агафьей, переубеждал её, что ничего страшного в фотографии нет. Решили: этот грех не на ней, она же ничего не делает, а на том, кто фотографирует. При этом снимки со своим изображением рассматривала с удовольствием.
Кстати, режиссёр-кинодокументалист Олег Суриков, предупреждённый об отказе Лыковых сниматься, тоже пользовался методом скрытой съёмки. Рядом со штативом кинокамеры поставили оборудование геодезистов, к которому Карп Осипович и Агафья привыкли, аппаратуру располагали так, словно она смотрит в другую от них сторону. Фильм получился, на мой взгляд, хороший.
Опыт предков
– К тому времени, когда мы начали общаться с Лыковыми, мать их, Акулина Карповна, умерла от голода – в 1961 году. Их жизнь зависела от того, какой будет урожай зерновых, гороха, картофеля, репы, лука. Питались черемшой, кедровыми орехами, рыбой, дичью. В голодный год и берёзовые опилки были едой. Выращивали коноплю, из неё плели верёвки, пряли, шили одежду. А вот медвежье мясо не употребляли. Знали, что оно может быть заражено.
Как определил Лев Степанович Черепанов, картофель у них сорта «император», который был распространён в России ещё до революции. Они сохранили знания, накопленные из наблюдений предков.
Например, спрашивают Агафью: «Как вы проверяете всхожесть семян?» Она берёт стеклянную банку, наливает воду. Выбирает крупные, не битые, целые семена и по одному опускает в ёмкость. На некоторых появляется маленький пузырёк – значит, зерно живое. Этот метод вызвал восторг у учёных. Опыт, передающийся из поколения в поколение, сегодня утерян.
Разговоры по душам
– Хочу отметить, что Лыковы были грамотными. Агафья хорошо читала – слово к слову, лучше, чем Карп Осипович. Он, бывало, и сбивался, – продолжает вспоминать Николай Петрович. – Поражало, какая отличная память у Агафьи: она наизусть цитировала большие тексты, Сорокоуст, например.
Однажды у нас состоялся такой разговор:
– Агафья, а что такое макромир?
– Это космос.
– А микромир?
– Мельчайшие частицы, их не видно.
Очень наблюдательные. Помню, как сказали, что на небе «звёзды стали ходить». И тут нас осенило: точно, спутник же запустили. Самолётам удивлялись: «Надо же – летит и крыльями не машет».
Агафья любит и почитает место, где она родилась, – Еринат. Река, горы Западного Саяна и Горного Алтая, буйное, яркое разнотравье, хрустальный воздух.
Игорь Павлович Назаров говорил: «Воздух чистый, как в операционной». Действительно, как в операционной: положи под кедром на мох картофелину – сохраняется в первозданном виде, не чернеет и не портится.
Повезло тому, кто здесь побывал, увидел, прочувствовал эту красоту. А уж кто здесь родился, всегда будет тянуться к этому месту. Интересно, конечно, встретиться с Агафьей. Посидели бы с ней, поговорили. У нас есть что вспомнить, – сказал напоследок Николай Петрович Пролецкий.