В самом корне слова «страхование» заложен его смысл. Страховые компании играют на неконтролируемом, на страхах: попасть в ДТП, заболеть, остаться без дома, имущества и т. д. Именно играют, потому что получить выплаты по страховкам невероятно сложно.
Договор дороже денег?
Жительница Ачинска отдыхала в Германии, где у неё случилась внезапная остановка сердца. Её доставили в местную больницу и буквально спасли жизнь. Затем выставили счёт - 18 тыс. евро. Женщина обратилась в страховую компанию - путешествие было застраховано. Но страховщики оплатили лишь доставку до больницы - 500 евро. Остальные деньги пришлось искать родственникам. Компания посчитала, что женщине сделали кардиохирургическую операцию, а это не является по договору страховым случаем. Она подала на страховую компанию в суд и доказала, что ей была сделана искусственная вентиляция лёгких. В результате страховой компании пришлось выплачивать все расходы на лечение, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от общей суммы.
Ещё одни страховщики из Красноярска выплатили вдове погибшего пилота более 2 млн рублей и немалый штраф. Супруги взяли ипотечный кредит на квартиру и застраховались. По договору, в случае внезапной инвалидности или смерти компания должна выплатить 100% страховой суммы. Но через 5 лет мужчина погиб в авиакатастрофе - был за штурвалом вертолёта. Вдова обратилась в страховую компанию за выплатой, а ей отказали. Дескать, ваш муж управлял источником повышенной опасности и не имел на это права.
Компания выплатила вдове 2,1 млн рублей - сумму, которую они с мужем должны были банку на момент трагедии. И ещё 1,05 млн рублей штрафа - 50% от суммы страховки за отказ выплатить деньги своевременно.
«Рога и копыта»
Как отмечают юристы, в Красноярском крае участились случаи, когда страховые компании искусственно затягивают сроки выплат. В результате люди получают свои деньги после долгих тяжб - суды завалены исками. Не пугает даже то, что в случае признания вины придётся выплачивать штраф в размере 50% от выплаты.
Возмущёнными возгласами застрахованных, которые годами ждут своих денег, пестрят интернет-блоги:
- «Жду выплаты уже 7 месяцев, причём сумма смешная - 12 тыс. рублей»;
- «застраховалась по КАСКО… произошло ДТП, обратилась в компанию, всё необходимое сделали, но, когда встал вопрос с перечислением денег, оказалось, что эта компания разорилась»;
- «попала в ДТП, все необходимые документы по полису КАСКО отдала через 2 дня. Звоню в страховую, мне мило отвечают, что счёт согласован в полном объёме, и обещают выплату в ближайшее время. И так второй год»;
- «интересные люди эти страховщики: деньги по КАСКО приняли с улыбочкой за 5 минут, а вот страховой случай настал - тянут время месяцами. Причём в отдел убытка практически никогда не дозвониться. В общем, компания «Рога и Копыта».
Специалисты винят всё тот же кризис, из-за которого ситуация на рынке страховщиков сейчас непростая. Многие филиалы закрываются, остальные пытаются привлечь клиентов искусственным занижением цен на страховки. Поэтому специалисты советуют, прежде чем заключать договор, обязательно проконсультироваться с юристом или посмотреть рейтинг компаний, а при заключении тщательно изучать договор.
Навязанные страховки
Практически во всех видах страхования нас стараются заставить «обезопасить» себя как можно полнее. Но одно дело, когда навязывание открытое. Например, при получении банковского кредита. Вы заранее понимаете, что скорее всего лишь в случае оформления страховки решение о выдаче денег будет положительным. Или банк прямо предлагает сниженную кредитную ставку в случае, если вы застрахуетесь. Хотя, однозначно, страхование кредитных обязательств обеспечивает клиенту в случае потери трудоспособности уверенность в том, что выплаты банку будет производить страховая компания. Однако российское законодательство вовсе не обязывает при получении кредита страховать свою жизнь, здоровье и трудоспособность.
Совершенно другое - когда застраховать жизнь вам предлагают под шумок. Несколько лет назад была история на железной дороге: продавая билеты в кассах, автоматически включали туда стоимость страховки. Не обязательной - она уже входила в стоимость билета, а добровольной. После нескольких возмущений в СМИ кассиры железной дороги начали предлагать пассажирам дополнительные страховки перед тем, как включить их в стоимость билетов. Однако, оформляя недавно билет на поезд на сайте, я обнаружила, что галочка напротив графы «Страховка» там стоит автоматически. Если не заметил и не убрал - получай билет с дополнительной страховкой.
Как признаются сами страховщики, одна из причин, почему так долго проверяются документы и люди ждут своих денег - страховое мошенничество. Дело в том, что, например, по полисам ОСАГО до 20% выплат страховых компаний Красноярского края приходятся на выплаты людям, которые специально организуют дорожно-транспортные происшествия, так называемую «подставу», или обзаводятся поддельными полисами страхования.
Вывод прост. Всё это заметно снижает доверие к страхованию в целом и к страховым компаниям в частности. Люди просто не видят смысла тратить деньги, зная, что вернуть своё, возможно, придётся, обив не один порог. Хотя во всём мире уже давно сложилась практика, которая прекрасно работает и защищает человека от непредвиденных обстоятельств. И не только человека, но и государство. Весенние пожары в Хакасии показали: если бы дома жителей были застрахованы, бюджету (а это значит, нам с вами) не пришлось бы одномоментно тратить огромную сумму на выплаты пострадавшим. Это бы сделали страховые компании.
Мнение эксперта
Артём КАРДАНЕЦ, кандидат юридических наук:
Дело в том, что таким образом страховщики просто пассивно кредитуются. Можно пойти и взять деньги в банке, а можно крутить в обороте деньги своих клиентов. Существует и определённый расчёт на неграмотность человека. Не каждый знает свои права и вот так возьмёт и пойдёт в суд. Хотя напрасно. Даже если сумма, которую вам должны, небольшая, например, 500 рублей, при положительном решении суда вы получите значительно больше. А срок исковой давности по таким делам - 3 года. Имейте в виду: за просрочку по выплатам страховых денег компания понесёт убытки - 3% от цены страховки за каждый день просрочки (но не больше суммы страховки). А если суд признает её действия незаконными - выплатит и положенные деньги, и 50% от общей суммы, и судебные издержки».
На заметку
Что делать, если компания тянет с выплатами?
- Отказ в выплате должен быть оформлен в письменном виде, а не на словах, поэтому требуйте его зафиксировать.
- Получив отказ, разберитесь, обоснован ли он. Если да, то на выплату можно не рассчитывать. Если нет, то получить выплату по страховке возможно через суд.
- Имейте в виду, что не все отказы правомерны, даже если они прописаны в правилах страхования этой компании. У некоторых компаний есть пункты, противоречащие законодательству. Понять это порой может только юрист или адвокат.
- Если специалист подтвердил, что отказ неправомерен, смело обращайтесь в суд. Вполне вероятно, что до судебного заседания дело не дойдёт, и вы получите деньги за день-два до него.
Смотрите также:
- Лошади не те. Почему страховщики не выдают полисы на отечественные авто? →
- Кредитомания. Как подсаживают красноярцев на финансовый крючок →
- Николай Дронов: Жизнь онкобольного не должна зависеть от денег →