Школа в жизни каждого занимает важное место. Только кто-то вспоминает её как годы чудесные, а кому-то она снится в страшных снах. Как сделать так, чтобы всем детям было в школе комфортно? Что делать, если ребёнка травят одноклассники? Можно ли не тревожиться из-за ЕГЭ? Как коронавирус повлиял на конфликты одноклассников? На эти и другие вопросы «АиФ-Красноярск» ответила школьный психолог Яна Посохина.
Психолога не боятся
Татьяна Бахтигозина: Яна Витальевна, вы работаете в самой большой школе Красноярска. Как один психолог может помочь нескольким тысячам детей? Не сводится ли сейчас всё только к бумажной работе?
Яна Посохина: У нас большой образовательный комплекс, куда входят несколько школ и детских садов, поэтому и специалистов много. Есть дежурный психолог (к которому дети могут обращаться в течение дня с проблемой), есть психологи, которые закреплены за конкретными параллелями. Для работы с документацией отведены специальные часы. Так что времени хватает и на живое общение, и на бумажные дела.
– Дети часто к вам сами обращаются?
– Зависит от возраста. Для начальной школы это не особо актуально. А вот подростки сами приходят. Потому что мы постоянно рассказываем, что обращаться к психологу – это нормально: если трудно, то можно всегда получить помощь, причём конфиденциально. Поэтому дети идут, не боятся, у всех есть наши контакты. Ребята знают точно, где найти психолога. В основном обращаются по поводу трудностей коммуникации со сверстниками, выстраивания взаимоотношений в коллективе, то есть определения своей роли в социуме, понимания себя. Как правило, это 7–9-е классы. Старшеклассники могут обращаться из-за трудностей в семье.
Одному с травлей не справиться
– В детском коллективе часто кого-то выбирают объектом насмешек, травли. Сейчас это называют буллингом. Как эту проблему решаете?
– Одному человеку точно с этой проблемой не справиться. Когда ребёнок обращается с такой ситуацией, мы начинаем работать с классным коллективом и понимаем, какие там выстраиваются взаимоотношения. Просто так буллинг не возникает. Соответственно, здесь ведётся работа с группой детей, в которой происходит эта ситуация, и уже непосредственно с ребёнком. Конечно, работаем отдельно, общую консультацию проводим, когда нивелируются все последствия. Также подключаем педагогов и родителей. Нам нужно понять, откуда всё появилось, в какой момент началась травля.
– А как понять родителям, что ребёнка в школе обижают?
Вообще, если в коллективе кто-то становится изгоем, это замечают классные руководители – они ведь ежедневно видят детей и считывают, если в чьём-то поведении случается резкая смена. Ребёнок, которого обижают, становится невнимательным, отстранённым, потому что постоянно прокручивает в голове, что с ним происходит. Мы ведём специальную работу с педагогами. Рассказываем про виды буллинга, его признаки и прочее. Потому что в детском коллективе от этого никуда не уйти. Да, бывает, что травля начинается с подачи учителя, когда он постоянно делает замечания, одёргивает. Просто дети во многом копируют взрослых, но вкладывают в это иной смысл: взрослый пытается научить, а дети, не понимая этого, травят. Но никто не застрахован от ошибок.
– Что делать, если у ребёнка нет друзей в школе?
– Под дружбой взрослые и дети понимают разное. Ребята сегодня вместе, завтра подрались, потом помирились и снова вместе играют. Самое главное, чтобы пребывание в коллективе для ребёнка было комфортным и он знал, к кому можно обратиться за помощью.
У нас есть диагностики, по которым мы определяем, насколько сформирован детский коллектив. Выясняем, какое положение ребёнок в классе занимает, комфортно ли ему, кто его выбирает и почему, и так далее. И если школьник находится в зоне выбираемых и не отвергаемых, то ему в этом комфортно. Если класс кого-то отвергает, смотрим, почему выстроились такие отношения. Мы проводим совместные мероприятия, чтобы включить детей, которые попали в зону аутсайдеров, в коллектив. Обращаем внимание одноклассников на сильные стороны такого ребёнка, помогаем посмотреть на него с другой стороны. И это работа длительная.
Коронавирус сплотил
– Часто в школах детям не разрешают бегать на переменах, громко шуметь. Наказывают за это. Но ведь им куда-то нужно выплёскивать энергию...
– Безусловно, у школьников, особенно начальных классов, это потребность. Они умственные силы прикладывают на уроке, пытаются следовать дисциплине, а на перемене им нужна смена деятельности, и в основном это физическая активность. Мы рекомендуем педагогам направлять эту энергию в правильное русло, научить их организовывать подвижные игры. Это уже не бесцельное бегание по коридорам. Дети во время таких игр приобретают новые навыки – например, слушать правила, следовать им. Также развиваются внимание, ловкость.
– Для большинства детей ЕГЭ и ОГЭ – настоящий стресс. Бояться экзаменов начинают задолго до подготовки к ним. Ещё и родители нагнетают часто. Как помочь выпускникам справиться с постоянной тревогой?
– Подготовку к экзаменам начинаем с февраля. С детьми, которые обращаются с этой проблемой раньше, занимаемся индивидуально. Еженедельно в рамках классных часов работаем над тревогой, над её пониманием. Ведь она возникает, когда есть неопределённость. Если процедура ребёнку становится понятней, она не страшит. Так, многих пугает процедура прохождения через металлоискатель, заполнение документов – проговариваем, как она проводится, и страх уходит. Конечно, есть вещи, которые остаются до конца неизвестными, например, какой вариант попадётся. Тогда помогаем выстраивать образовательную траекторию, разбираем, где ребёнку нужно подтянуться, взять консультации учителей-предметников.
– Как на детей повлияла ситуация с коронавирусом?
– Современные дети в школу идут не за новыми знаниями, а за живым общением. Во время пандемии они были в этом ограничены, кто-то вообще никого не посещал, не виделся со сверстниками. Сейчас им важно это восстановить. Но дети быстро адаптировались, и сейчас, в отличие от прошлых лет, сами придумывают какие-то игры, турниры. Развитие же идёт среди сверстников.
И самое интересное, что в новом учебном году пока никто не обращался с проблемой, что ребёнок не хочет идти в школу. Хотя раньше таких запросов было достаточно. В этом году и мотивация к обучению у всех выше, чем обычно.