Примерное время чтения: 8 минут
386

«Мы соскучились по детям». Директор школы о предстоящем учебном годе

«АиФ на Енисее» №29 (2070) 14/07/2020
Дистанционное обучение стало серьёзным испытанием для педагогов, учеников и родителей.
Дистанционное обучение стало серьёзным испытанием для педагогов, учеников и родителей. Министерство образования и науки РФ

Полтора месяца осталось до сентября, и многие родители с тревогой ждут начала учебного года. Как будут учиться дети: дистанционно или всё-таки пойдут в классы? Какие выводы сделали педагоги из двух месяцев удалённого обучения, как собираются учить детей дальше и чего опасаются, «АиФ-Красноярск» рассказала директор одной из красноярских школ Марина Малышева.

Сюрпризы удалёнки

Вера Ракова: Марина Михайловна, многие родители говорят, насколько непросто дались им эти два месяца дистанционного обучения. А как оно выглядит с точки зрения учителя?

Марина Малышева
Марина Малышева Фото: АиФ

Марина Малышева: Дистанционное обучение стало серьёзным испытанием для детей, учителей и родителей. Что касается школы, то в более выигрышном положении оказались те образовательные учреждения и педагоги, которые в последние годы ориентировались на информационные технологии, у них было больше навыков и техники для удалённой работы. Но к такому масштабу не был готов никто. Вопросов было много. Как работать с детьми, если не у всех дома есть компьютер и Интернет, какую образовательную платформу выбрать, как проверить 100–120 сочинений, как оценить знания, если у тебя на удалёнке 300 с лишним учеников разных классов? Несмотря на то что детей в школе не было и большая нагрузка на изучение тем легла на родителей, учителя целыми днями сидели возле компьютеров, изучали, разбирались, пока не набрались опыта, не нашли разумные решения образовательных задач.

 

Были недопонимания с родителями. Мамам и папам, бабушкам, дедушкам, многие из которых не имели отношения к педагогике, пришлось уделять много времени домашней подготовке ребёнка, причём по разным предметам. Они к этому оказались совершенно не готовы. Часто можно было услышать фразу: «Зачем нам учителя, если мы всё сами делаем?» Нервозность присутствовала. Добавьте то, что ребёнок родителя чаще всего не воспринимает как учителя, не слушает его советов. Даже моя дочь в своё время на мои предложения отвечала: «А нам учительница сказала, что надо вот так». С одной стороны, это хорошо, что учитель для ребёнка авторитет, но родителям в этом плане непросто. Да и домашние стены расслабляют. Некоторые родители собирали детей на занятия, как в школу, надевали на них форму, но были и те, кто учился прямо в пижаме, лёжа в кровати.

Со временем всё пришло в норму, научились как-то справляться с ситуацией, получили колоссальный опыт. Но считаю, что настоящее обучение происходит, когда учитель и ученик смотрят друг другу в глаза. Когда ты не просто читаешь ответ, а видишь, как он до этого дошёл, сам ли понимает тему, уверен ли в том, что говорит, или сомневается. Я за современное развитие, информационные технологии, компьютеризацию и цифровизацию, но ничто не заменит человеческое общение, отношения, которые устанавливаются между учеником и учителем. Они дорогого стоят.

– Уже оценили, как такое образование сказалось на успеваемости детей?

– Если говорить с точки зрения отметок, то в некоторых случаях они были даже выше. А вот насколько знания усвоены ребёнком, покажет новый учебный год. Дома он имеет возможность найти подсказку в Интернете, в учебнике, решебнике, а в классе полагается только на свои знания. На дистанционке учителю, как правило, сдавался правильный ответ, поскольку зачастую ребёнок выполнял задания вместе с родителями. В начале нового учебного года обязательно будут проведены входные контро­льные работы.

Очень много моментов, когда у ребёнка была возможность расслабиться, пустить учёбу на самотёк. Поэтому сейчас особенно переживаем за выпускников, которые сдают ЕГЭ. Какими будут результаты итоговой аттестации? Надеюсь, 11 лет работы не пропали даром, ведь дистанционно они учились только последнюю четверть.

Настрой на учёбу

– Недавно стало известно, что 1 сентября в традиционном понимании не будет. А как тогда пройдёт День знаний и будет ли он вообще?

– Да, праздничной линейки, когда во дворе выстраиваются школьники с цветами, учителя и их родители, а иногда и гости из близлежащих домов, которые пришли посмотреть на праздник знаний, не будет. Скорее всего, пройдут классные часы в кабинетах, будет организована программа внутри класса, прозвучат поздравления.

– Для школьников, которые уже не в первый раз идут в школу, это не так печально, а вот для первоклассников… Это же впечатление на всю жизнь.

– Да, больше всего от этого режима страдают первоклассники и выпускники. Для первоклашек это старт на все 11 лет учёбы. Гораздо важнее даже не сам праздник, а правильная перестройка от беззаботной жизни к ответственности. Малышня ещё не знает, что такое режим, как себя вести, кто такой учитель. Если ребёнок будет сидеть дома, он не сможет полноценно включиться в учебный процесс, в общий режим. И мы можем упустить этот момент, а ребёнок – потерять интерес к учёбе и школе вообще.

Для выпускников это тоже ответственный год. Надо готови­ться к экзаменам с самого первого дня, актуализировать знания, полученные за предыдущие годы. Мы не знаем, что у них осталось в голове после тех двух месяцев самоизоляции, надо будет в сентябре делать контрольные срезы, выявлять пробелы в изученных темах и догонять упущенное. А если в первые два месяца опять перейдём на дистанционное обучение, а с ноября на очное (такое предположение звучит от Минобразования), то половина года пройдёт даром. Будем надея­ться, что всё-таки начнём учебный год, как положено.

За чей счёт затраты?

– Говорят, что постановление главного санитарного врача смогут выполнить не все школы. Как считаете?

– Чтобы соблюсти все меры, необходимы большие затраты: если бюджет школ останется на прежнем уровне, то это невозможно. Будем надеяться, что при формировании бюджета на эти цели предусмотрят дополнительные средства. Большая статья затрат только на антисептики. Нужно будет заключать дополнительные соглашения с клининговыми компаниями, ведь проводить влажную уборку с антисептическими средствами теперь надо будет чаще. Родителям тоже придётся запастись для своего ребёнка антисептическими салфетками на всякий случай. В каждой школе будет осуществляться утренний и дневной фильтр, термометрия, обработка рук, обязательно должен присутствовать медработник, должно быть предусмотрено место для изоляции детей с повышенной температурой, симптомами простуды до приезда родителей или скорой. Чтобы утром приём детей не задерживать, дополнительно нужно закупить дистанционные термометры.

Необходимо перестроить всю работу школы. За каждым классом (с 1-го по 11-й) закрепят определённый кабинет, школьники будут заниматься только в нём. Но необходимо разграничить потоки детей на переменах. Предлагают сделать так, чтобы для одних звонок был сигналом с урока, для других – на урок. Но если детям это удобно, то педагогу, который ведёт занятия в разных классах, разных кабинетах, придётся работать без перерыва. А ещё ему нужно успеть перейти из одного кабинета в другой, с первого этажа на третий, завершить урок, выставить оценки в дневник и так далее и не опоздать на следующий. Сейчас руководители школ, представители управлений образования собираются, обсуждают, как организовать работу в новых условиях, как выполнить требования главного государственного санитарного врача РФ.

– Говорят, что часть уроков всё же уйдёт в онлайн. Это так? Родители переживают, что вся эта ситуация расслабит детей, и они потеряют интерес к учёбе.

– Ни одна школа не обойдётся без того, чтобы не организовать часть работы дистанционно. Основные, базовые предметы, я считаю, должны преподава­ться очно: математика, русский язык, физика, химия. Но часть предметов можно изучать на удалёнке. Например, в начальной школе один урок окружающего мира можно провести в классе, другой – дистанционно. Но это всё каждая школа будет решать самостоятельно. Обязательно посоветуемся с управляющими советами и общешкольными родительскими комитетами.

Если ребёнок аллергик или имеет слабое здоровье, то родители, возможно, сами примут решение о дистанционном или семейном обучении. Здоровье – это всё-таки приоритет. Думаю, ближе к сентябрю появятся подробные рекомендации.

Всё лето живём в постоянном ожидании. Мы, педагоги, соскучились по детям, хотим встретиться с ними в сентябре и начать учиться, как и прежде. Конечно, важно не упустить детей, чтобы они не потеряли интерес к учёбе и знаниям. И мы делаем всё, чтобы выполнить санитарно-эпидемиологические требования и максимально обезопасить детей. Но сегодня реалии таковы, что если встанет выбор между учёбой и здоровьем, то ответ очевиден. Никакое образование не стоит того, чтобы рисковать здоровьем, тем более жизнью ребёнка.

Досье
Марина Малышева. Родилась в Красноярске в 1959 году. Окончила школу № 86 и Красноярский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». После окончания вуза пришла работать в родную школу, а в 1994 году стала её директором. Отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель Красноярского края. С сентября 2000 года – депутат Красноярского горсовета, председатель комиссии по социальным вопросам. Замужем, есть дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах