Управление огнём. Контролировать лесные пожары помогает космомониторинг

Начиная с последней декады апреля и до середины июля Красноярский край приобретает статус пожароопасного региона. Зелёные богатства и широкое их освоение только увеличивают степень риска. Добавьте сюда человеческий фактор, который традиционно остаётся на первом месте среди причин возгораний, и гигантские сибирские расстояния, чтобы получить объективную картину того, с чем приходится бороться лесным пожарным края.

   
   

Рискованное решение

24 мая 2017 года в лесном массиве, прилегающем к посёлку Тиличеть Нижнеингашского района, возник пожар. Ситуацию сразу усугубили резкие порывы шквалистого ветра. Первыми в борьбу с огнём вступили сотрудники муниципальной пожарной службы, к которым присоединились и местные жители. Угроза резко возросла, когда выяснилось, что сгорел мост через реку Пойма, по которому в посёлок должны были подойти дополнительные силы и средства пожаротушения. Другой дороги в окрестностях попросту нет. Работы по локализации и ликвидации пожара сильно осложнились. Ближе к полуночи на помощь всё же сумели прибыть бойцы Пойменской пожарно-химической станции, руководил бойцами Александр Жогаль. С новым подкреплением огонь удалось остановить. Однако уже утром следующего дня на окраине посёлка возник новый очаг возгорания, который создал реальную опасность для западной части населённого пункта.

35 воздушных судов патрулируют леса Красноярского края. Фото: Министерство лесного хозяйства Красноярского края/ Аркадий Селин

Огонь, сопровождаемый ураганным ветром, стремительно приближался к домам посёлка. В этой сложной ситуации Александр Жогаль принял рискованное, но единственно верное решение - организовать встречный огонь и таким образом отвести беду от населённого пункта. Решительность, спокойствие, правильная расстановка имеющихся сил и средств пожаротушения, профессиональная организация отжига способствовали тому, что надвигающийся с огромной скоростью на посёлок огненный ураган был отведён в сторону и перенаправлен в болото. Осенью 2017 года Александр Жогаль был награждён Почётной грамотой губернатора Красноярского края. В том же году жители Нижнеингашского района признали начальника Пойменской пожарно-химической станции краевого Лесопожарного центра Александра Жогаля человеком года.

Тысяча на миллионы

Когда просто смотришь статистические данные лесной пожарной охраныэ, голова начинает кружиться от обилия нулей. Например, наземная зона охраны в крае составляет 7,7 млн га, лесоавиационная зона - уже 30 млн га, а вот зона контроля, то есть местность, куда может добраться только самолёт, - 121 млн га. Общая же площадь лесного фонда Красноярского края составляет 158,7 млн га. За её сохранность несут ответственность сотрудники Лесопожарного центра - 1100 человек. Представляете? 1 тыс. человек на почти 160 млн га! Понятно, что для успешной борьбы с лесными пожарами на такой территории пришлось выстроить целую систему.

Справка
Гремучинское лесничество, одно из крупнейших в крае, расположено в Богучанском районе и занимает площадь 1,2 млн га. Только в 2018 году на его территории возникло 5 лесных пожаров.

Ежедневно в соответствии с классом пожарной опасности в районах края проводится наземное и авиационное патрулирование. К этой работе привлекается порядка 100 мобильных групп и более 100 единиц техники, в том числе 35 воздушных судов (19 самолётов и 16 вертолётов различных типов). Уровни ответственности распределены максимально чётко. В наземной зоне этим занимаются бригады ПХС, которые обследуют потенциально пожароопасные маршруты. В их же обязанностях реагирование на сообщения от местного населения, районных диспетчерских служб, лесничеств, лесопользователей. Особое внимание при патрулировании уделяют обнаруженным сельскохозяйственным палам. Главная задача пожарных - не дать им перейти в лесной фонд. Лесоавиационную зону контролируют уже с помощью летающей техники. В течение сезона 2018 года лесные огнеборцы задействуют 35 воздушных судов.

Фото: Министерство лесного хозяйства Красноярского края

Наконец, гигантскую зону контроля, к которой в Красноярском крае относится большая часть территории, наблюдают с помощью системы космомониторинга. К этим районам относятся крайне удалённые труднодоступные земли, где, согласно законодательству, в обязательном порядке принимаются необходимые меры по тушению лесных пожаров только при угрозе населённым пунктам или объектам экономики. Иногда здесь пожарным приходится принимать непростое решение на основании приказа Минприроды России №426 о приостановлении тушения данных лесных пожаров. Если в районе нет ценных пород деревьев, исчезает экономический смысл пожаротушения.

Эксперт
Директор Центра лесной пирологии Роман Котельников: - В условиях, когда ресурсы пожаротушения ограничены, необходимо эффективно распределить приоритеты, направляя силы на тушение более опасных лесных пожаров. Важнее всего это на Севере, где отсутствуют ценные леса, практически нет никакой инфраструктуры, и доставить силы и средства можно, только используя авиацию. Затраты на тушение одного такого пожара могут составить несколько десятков миллионов рублей, тогда как возможный ущерб будет исчисляться в несколько сотен тысяч рублей. Потому так важно соблюсти баланс экономических и экологических интересов.
   
   

Двухсотлетний эксперимент

Мало кто знает, что в Красноярском крае с 1993 года проходит уникальный пожарный эксперимент. На острове Бор, расположенном в 650 км от Красноярска в окружении зелёно-жёлтых болот, под руководством учёных из 24 стран мира две группы десантников устроили масштабный пожар. В течение двух часов остров выгорел полностью. Основной задачей эксперимента было наблюдение за тем, как после разрушительного верхового пожара природа будет восстанавливаться без вмешательства человека. Чтобы результаты эксперимента можно было увидеть, как говорится, воочию, рядом со сгоревшим островом оставили не тронутый огнём участок, на котором сохранился старый лес. Эксперимент был рассчитан на 200 лет, но первые результаты можно оценить уже сейчас. Спустя 20 лет на пройденных огнём участках острова возвышаются молодые сосенки высотой в два человеческих роста, кое-где встречаются берёзы и даже кедры. Тогда как на участке, куда огонь не пустили, молодых деревьев нет, здесь всё покрыто белоснежным слоем мха, именно он, как поясняют учёные, не даёт семенам пробиться и в то же время создаёт идеальные условия для распространения огня.

Фото: Министерство лесного хозяйства Красноярского края

«Пожар на острове Бор был катастрофическим, а через 20 лет здесь можно видеть новую жизнь. Часто пожары происходят из-за удара молнии или в результате сухой грозы. Такие природные пожары являются неотъемлемой частью лесной экосистемы. Опыт, полученный во время этого многолетнего исследования, можно будет распространить на весь мир», - рассказал директор Центра глобального мониторинга природных пожаров Йохан Голдаммер.

По мнению экспертов, в ряде случаев затраты на ликвидацию природных пожаров, которые возникают в зоне космического мониторинга - там, где практически не ступала нога человека, просто огромные, доставка людей весьма сложна, а тушение пожара не безопасно. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо перейти от тактики тушения всех пожаров к тактике управления огнём.

Мнение
Министр лесного хозяйства края Димитрий Маслодудов: «В Красноярском крае уже на протяжении 5 лет успешно используется практика внутрибазового маневрирования силами и средствами лесных огнеборцев, которая позволяет оперативно доставлять ресурсы в те территории, где прогнозируется осложнение лесопожарной обстановки. Это позволяет удерживать ситуацию под контролем без привлечения федерального резерва и сил соседних регионов. И самое главное - нам удалось не допустить перехода огня из леса на населённые пункты и объекты экономики. В этом году в регионе значительно сократилось количество лесных пожаров и площади, пройденные огнём. С начала пожароопасного сезона в крае зарегистрированы 355 лесных пожаров на площади около 15 тыс. гектаров. Тогда как в 2017 году на эту дату в крае произошло 852 лесных пожара на площади почти 50 тыс. гектаров».

 

 

Смотрите также: