Верка из Сибири. Красноярка в декрете написала книгу о семье, любви и дружбе

9 месяцев работы – и на свет появилась книга о любви, семье и дружбе. © / Сергей Нерозя / АиФ

Декретный отпуск – это не только пелёнки-распашонки. Как ни парадоксально, но некоторым женщинам он даёт возможность вырваться из привычного круговорота «дом – работа» и открыть в себе новые таланты. Кто-то учится рисовать, кто-то начинает шить.

   
   
Фото: Фонд культурных инициатив

Имея за плечами 20-летний журналистский стаж, Елена Скуратова в декрете написала и издала книгу рассказов. Своего сына, которому на тот момент едва исполнилось два года, она называет соавтором, потому что дебютную книгу «Верка. Я родилась в Сибири» написала с ребёнком на руках – в прямом смысле слова.

«Живая, сильная, настоящая»

Корреспондент krsk.aif.ru Кристина Смурова: Елена, вы родом из Красноярского края, как и героиня ваших рассказов. Совпадение или книга является автобиографической?

Елена Скуратова: Как и моя героиня, я родилась в Новосёловском районе, на юге Красноярского края. Намеренно оставила в книге эту географическую отсылку: хотелось запечатлеть в литературе свой родной посёлок.

И всё же Верка и я – два разных человека. Хотя и похожи немного: она такая же упёртая, целеустремлённая. Но в чем-то моя полная противоположность. К примеру, любит спорт, капитан баскетбольной команды, а я абсолютно антиспортивный человек.

В книге описаны некоторые моменты, которые происходили со мной, но они приправлены изрядной долей вымысла. Когда Верку воспринимают как живого человека, мне приятно. Как написала член Союза писателей России Ольга Зелеева, «в главную героиню влюбляешься сразу, потому что она живая, сильная, настоящая».

история Верки учит доброте и силе духа. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

– В каждом произведении есть своя трагедия. В чём Веркина?

   
   

– Жила-была семья: мама, папа, две дочки. И внезапно отец погибает. Меняется картина мира. Остаётся «женский батальон» во главе со старенькой бабушкой. Мать в глубокой депрессии после смерти мужа, у девчонок – переходный возраст. А на дворе девяностые годы. Слом эпохи. Кажется, кризис, умноженный на кризис, а за всем этим – жизнь, молодость, забавные истории и люди, которые просто живут, поддерживают друг друга. Книга рассказывает, как маленькая девочка с сибирским характером справляется с трудностями. Учит любви, дружбе, силе воли. 

– Книга начинается с фразы: «Мать свою Верка не любила». Не страшно с первых строк ошеломлять читателя?

– Страшно. До сих пор испытываю внутренний трепет. С одной стороны, понимала: жёсткое начало, как обухом по голове… Но оставила. Оно пронзает своей откровенностью, в нём заложен один из основных обозначенных в книге конфликтов.

Как потом оказалось, взаимоотношения с матерью – очень болезненная тема для многих, причём она как будто табуированная. Кажется, по умолчанию заложено, что мать любит ребёнка, ребёнок любит мать. По-другому быть не должно. И чаще всего, наверное, так и есть. Но всегда ли? Это вопрос. Как и вопрос, насколько правдиво столь категоричное Веркино заявление о нелюбви. Ответ читатель найдёт в конце повествования.

Рассказ родился благодаря подписчикам, которые предложили написать книгу. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Почему Верка?

– В честь кого названа главная героиня? И почему она не Вера, а именно Верка?

– На одной из писательских мастерских меня раскритиковали за эксплуатацию этого имени, по аналогии с верой. Мол, слишком много сейчас в литературе всяческих Вер. И предложили имя сменить. 

Даже не знаю, откуда оно взялось (у меня и Вер-то знакомых особо нет), но имя неразрывно срослось с героиней.

Некоторые спрашивают: почему так пренебрежительно? Не любишь, что ли, свою героиню? Люблю. Но куда от правды жизни деться?! В деревнях именно так часто и называют друг друга люди. Так что тут я кремень. Верка останется Веркой. И точка.

– Сколько времени ушло на написание книги?

– На рождение книги в моём случае, как на вынашивание ребёнка, ушло девять месяцев. И конечно, самый главный мой помощник – сын. Без него никакой книги не было бы. По крайней мере, сейчас.

Книга вмиг разошлась среди красноярцев. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Актуальный вопрос

– Как ребёнок стал соавтором?

– Если не декрет, я бы, скорее всего, шла, не сворачивая, по проторённой дороге: дом – работа – дом. Рождение ребёнка хорошенько встряхивает. Происходит переоценка и… появляется время (пока ребёнок спит). 

Так и было: одной рукой печатаю текст очередного рассказа, другой держу уснувшего рядышком сына. Появление Максима стало отправной точкой в литературный мир, а иначе так и ждала бы идеальных условий.

– Самый волнительный момент – отдать своё произведение на суд читателей. Кто первым познакомился с «Веркой»?

– Первыми читателями стали мои друзья и подписчики в соцсетях. Они, по сути, и подвигли меня на писательский труд. Под одним из постов с детскими воспоминаниями женщина оставила комментарий из серии «А не пора ли уже книги писать?». С этого всё и началось.

После публикации первой главы обрушился шквал комментариев. Подписчики меня поддерживали и подбадривали. Помню, несколько человек очень настойчиво спрашивали: «Когда уже продолжение будет?» Можно сказать, меня заставили написать эту книгу!

Кстати, у неё есть одна особенность. Её читают даже те, кто вообще ничего не читает: не любит литературу, нет времени. Подростки, например, или суперзанятые люди, которые привыкли листать только технические журналы.

Сейчас автор работает над продолжением истории о Верке. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

– Со своими рассказами вы победили на Международном фестивале-конкурсе «Звёзды России». Чувствуете себя своей в писательской среде?

– В литературный мир я ворвалась неожиданно для самой себя, но мне здесь хорошо, уютно. Читатели и критики очень благосклонно отнеслись к моему дебюту. Сейчас заканчиваю работу над второй частью книги про Верку. Более скрупулёзно подхожу к каким-то вещам. Добавила описательные моменты, как рекомендовал редактор одного издательства, добавила название для каждого из рассказов по совету другого писателя. При этом я понимаю, что не всем советам надо слепо следовать, нужно ориентироваться прежде всего на внутреннее ощущение. 

Как заметил кто-то из великих, в литературу мы можем принести только самих себя – остальное уже было.

Член Союза писателей России, поэт, прозаик, публицист Алексей Мещеряков уверен, что пробиться в писатели из глубинки сложно.

«Знаю по своему опыту. Елена Скуратова не только профессиональный журналист, но и хороший начинающий писатель. Стиль, слово – всё на высоте. Слышны даже шукшинские нотки. Уже видел вторую часть «Верки» и сразу отмечу, что она более сильная. Особенно рассказ «Гусиные истории» – очень мощное продолжение. Надеюсь, что автору удастся занять свою нишу на литературном поприще», - говорит Алексей Мещеряков.

Досье
Елена Скуратова родилась в 1981 году в Новосёловском районе Красноярского края. Окончила Иркутский государственный университет (факультет филологии и журналистики). Работала в разных СМИ. Журналист с 20-летним стажем. В 2023 году опубликовала свой первый рассказ «Верка. Я родилась в Сибири».