Примерное время чтения: 8 минут
511

Очередь за грудничками. Как проверяют людей, желающих усыновить ребенка

«АиФ на Енисее» №20 (2269) 15/05/2024
Только родители могут научить детей основным жизненным принципам.
Только родители могут научить детей основным жизненным принципам. / Drazen Zigic / freepik.com

Любовь, нежность и забота – в этом нуждается каждый ребёнок. И получить всё это можно только в семье. К сожалению, сегодня не все дети имеют такую возможность. Только в Красноярском крае сейчас проживают 1877 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мечта каждого из них – обрести свой дом.

О том, чему учат детей в приёмной семье, о формах семейного устройства и о том, можно ли научиться быть родителями, мы попросили рассказать директора Центра развития семейных форм воспитания в Красноярском крае Ольгу Абросимову.

«Целуют только меня»

Кристина Смурова, корреспондент krsk.aif.ru: Ольга Борисовна, почему для ребёнка так важно жить в семье и могут ли новые родители заменить кровных?

Фото: Из личного архивa/ Ольга Абросимова

Ольга Абросимова: Семью никто и ничто не сможет заменить. Именно здесь дети чувствуют теплоту и заботу, так необходимую им. Учатся любви, ответственности, самостоятельности. Приведу пример. Одну из наших воспитанниц пара взяла к себе на время каникул. Когда она вернулась, я спросила её: где тебе больше нравится? Отвечает: в семье. Спрашиваю: а почему? Ведь здесь у тебя тоже есть кроватка, игрушки, тебя любят. Ответ пятилетней малышки удивил: «Да, любят, но дома спокойной ночи желают именно мне, целуют только меня». Понимаете, как для них важно получать адресное внимание? Конечно, биологических родителей заменить сложно, но иной раз приёмные дают намного больше. Со временем дети даже становятся похожи на новых родителей, перенимают их манеры.

– Скольким ребятам уже удалось подарить путёвку в новую жизнь?

– Ежегодно примерно 1200 детей остаются без родительского попечения. И в 86% нам удаётся подобрать им хорошую семью. С каждым кандидатом в родители проводим беседу, тестируем. Важно понять, чем руководствуется человек, решаясь на такой ответственный шаг. Был случай, когда одинокая женщина хотела взять ребёнка, но ни разу за время беседы не произнесла и слова о помощи детям. Всё больше говорила о себе. Мол, пришло время, хочу быть, как все, да и в старости будет кому стакан воды подать. Такие кандидаты вызывают сомнение. Совсем другое, когда люди ясно понимают, зачем им это нужно.

Не так давно за малышом пришли батюшка с попадьёй. У них своих шестеро. Говорят, хотим сделать богоугодное дело. У таких кандидатов уже есть опыт воспитания. В целом для будущих замещающих родителей сегодня ограничений не так много – отсутствие судимости, финансовая возможность и медицинская справка об отсутствии опасных заболеваний. При усыновлении минимальная разница в возрасте между будущим родителем и ребёнком должна быть не менее 16 лет.

Процесс усыновления более сложный, но мы всегда готовы помочь со сбором документов. При желании справки можно собрать всего за пару месяцев. А вот на процесс подбора ребёнка для семьи может уйти какое-то время. Особенно если усыновить хотят новорождённого. К счастью, сегодня всё реже отказываются от грудничков, поэтому и очереди кандидатов на них большие. Более 300 семей ждут своих малышей.

Поверить взрослым…

– А бывает так, что будущие родители придумают себе образ идеального ребёнка, а потом разочаровываются?

– Конечно! У нас даже тест специальный есть: будущим родителям предлагаем наугад вытянуть игрушку из мешка. Они мечтают о красивой куколке, а попадается совсем иное. Так и в жизни: хотите голубоглазую малышку с бантами, которая с первых дней полюбит вас, а получаете закрытого ребёнка. И к этому нужно быть готовым.

Многие воспитанники детских домов прошли нелёгкий путь, и нужно время, чтобы они вновь начали верить взрослым. Когда в игровой форме показываешь, с чем могут столкнуться будущие родители, они задумываются. Из двадцати человек четверо просят время ещё подумать. Благодарят, что помогли снять розовые очки. И это здорово, ведь вторичное сиротство ещё хуже.

– Отказ от детей напоминает возврат товара в магазине. Как часто такое происходит?

– Редко, и причины отказа чаще вполне адекватные. На первом месте состояние здоровья ребёнка. Одна женщина была вынуждена отказаться от приёмной дочери из-за прогрессирующего психического заболевания. Девочка стала опасна для других детей и нуждалась в особом присмотре. Врачи настаивали на лечении в спецучреждении. И это настоящая трагедия, ведь мама уже привыкла к ней.

– А бывает, что не справились с подростком и вернули?

– Таких ситуаций можно избежать, если вовремя обратиться за помощью. Многие боятся говорить о проблемах, опасаясь, что органы опеки отберут ребёнка. Другие считают, что справятся сами, ориентируются на чужой опыт или вспоминают, как в юности пережили переходный возраст. Но если вовремя обратиться к психологу, не дожидаясь полного разрыва отношений, семью можно сохранить. Обращаются не все. 

Не понимаю, почему, если болит рука или нога, мы идём к врачу, а если болит душа – не обращаемся к специалистам. Бить тревогу начинают, когда процесс уже необратим. Часто подобное происходит, когда опекунами становятся бабушки с дедушками. Здесь и переходный возраст, и конфликт поколений. Помню историю, когда бабушка жаловалась на внучку. Причиной ссоры стало нежелание ребёнка надевать войлочные сапоги зимой. Конечно, молодая девчонка не захочет в таких ходить, несмотря на морозы. И когда объясняешь, казалось бы, очевидные вещи, взрослые соглашаются, что были неправы, и уже по-другому смотрят на проблему.

Жизнь за стенами детского дома

– Можно научить быть родителем?

– Наш центр работает с 2002 года. С первых дней у людей было очень много вопросов. Иногда просят совета, кого взять – мальчика или девочку, какой возраст, что лучше – опека или усыновление. Тогда поняли: без дополнительных занятий не обойтись. Так по­явились первые курсы для будущих родителей, а уже с 2012 года школа приёмных родителей стала обязательным условием.

Продолжительность курса – всего 47 часов. С парами работают психологи, юристы, медики. Практика показывает, что такие тренинги полезны и для бабушек с дедушками. На них разбираем самые проблемные ситуации. Один из наболевших вопросов – говорить об усыновлении ребёнку или нет.

– Как сообщить о таком?

– Большую работу здесь проводят наши психологи, которые ведут занятия. Например, семейный психолог Елена Ермошенко всегда рекомендует проводить такой разговор в игровой форме. Самый лучший возраст – 4–5 лет. Например, рассказать ребёнку, что его нашли в домике для детей. Сказать, как долго вы его искали и наконец нашли. Он примет эту новость легче, и даже если расскажет сверстникам в детском саду, то принято это будет играючи, и другие дети, скорее всего, тоже скажут, что их нашли в «домиках».

Тайна усыновления охраняется законом, но иной раз держать это в секрете сложно. Вероятность, что ребёнок узнает правду из других источников, есть. И тогда может разыграться настоящая трагедия.

– Часто про приёмных детей говорят, что они не приспособлены к обычной жизни. Так ли это?

– Притом что в детских домах сегодня с ними проводят большую работу по социализации, постоянно занимаются, это есть. Когда выпускники детского дома попадают в обычную жизнь, для них это целый космос. Они не понимают, как она устроена. Конечно, им оказывают поддержку, но это мера временная. Как говорится, дали удочку, а дальше уже сами.

Приведу пример. Два выпускника детского дома решают пожениться. Им выделяют матпомощь, которую они тратят на покупку дорогостоящей собаки. По закону сиротам полагается жильё, им выделяют дом и просят своими силами снести старый забор, чтобы за счёт государства установить новый. Ребята решают пойти лёгким путём и поджигают его. В итоге сгорел и забор, и дом. Беззаботность и безответственность налицо.

И это только один пример. Но он доказывает, что семья важна для каждого ребёнка – это трамплин во взрослую жизнь. Там он учится принимать решения и отвечать за них.

Досье
Ольга АБРОСИМОВА. Родилась в 1962 году в Назаровском районе Красноярского края. Окончила Красноярский государственный педагогический институт, учитель истории, права и обществоведения. С 2002 года по настоящее время – директор КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания». Замужем, есть дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах