С 1 июля текущего года зарплату работникам сферы образования края обещают проиндексировать на 8,6%. Но это не значит, что она вырастет у всех. Более 16,7 тыс. человек, в том числе и педагоги, по-прежнему будут получать МРОТ, то есть чуть больше 24 тыс. рублей. Поэтому молодые учителя часто уходят из профессии.
Как удержать?
Недавно опубликованные цифры средней зарплаты в сфере образования у большинства её работников вызвали внутренний протест. По официальным отчётам Минобразования, в 2022 году планируется 54,6 тыс. рублей для педагогов школ, 46 тыс. для детских садов. Проблему обсудили на круглом столе регионального штаба ОНФ.
Реальная картина в корне отличается от цифр, нарисованных на бумаге. Понятно, как получается красивое число. Суммируются зарплаты чиновников, тех, кто трудится на Севере, руководителей вузов, школ, дошкольных учреждений, обычных педагогов и обслуживающего персонала. Полученная сумма делится на количество работающих. Возможно, методика подсчёта сложнее, но суть та же – выводится средняя температура по больнице. А в кошельках большинства педагогов оказывается гораздо меньшая сумма, не говоря уже о молодых учителях.
«После повышения базового оклада на 8,6% зарплата педагогов практически не изменится, потому что он сильно отстаёт от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сегодня он составляет 24 447 рублей. Оклад учителя – 8942 рубля, с учётом районного и северного коэффициентов сумма начисления – 14 300 рублей. Поэтому молодой педагог повышения не ощутит. Как и специалист с опытом, имеющий небольшую нагрузку и у которого нет доплат, привязанных к окладу», – делает вывод директор красноярской школы № 10 Татьяна Казанова.
Наталья – учитель младших классов, начинала работать в школе Красноярска с зарплатой меньше 20 тыс. рублей. «Но я мечтала стать учителем и не ушла. Переехала в Железногорск, получаю до 35 тыс., нагрузка – почти 1,5 ставки. Кроме уроков веду кружки. Конечно, до бесконечности нагрузка увеличиваться не может, наступает профессиональное выгорание».
Уроженка Лесосибирска Кристина, тоже педагог младших классов, работает в школе всего два года. Признаётся, что не планировала работать учителем, так как была наслышана о трудностях с детьми и родителями. «Получала сначала около 25 тыс., сейчас на 10 тыс. больше. У меня 1,6 ставки, веду группу продлённого дня, классное руководство, доплачивают за проверку тетрадей. При большей нагрузке было бы тяжело. О том, что пришла в школу, не жалею, но половина моих однокурсников не работают по специальности. Кто-то не нашёл общий язык с родителями и детьми, кого-то не устроила зарплата».
Как считает Татьяна Казанова, в основе новой системы оплаты труда, которую ввели в 2008 году, лежала хорошая идея – дать финансовый стимул педагогам получать более высокую зарплату за их профессионализм, успехи учеников на олимпиадах и конкурсах, в спортивных соревнованиях. Но стимулирующий фонд сократился. Стоимость одного балла в школе № 10, который присваивается педагогу по итогам работы, составляет от 70 до 150 рублей.
В очередь никто не стоит
«Узнав размер зарплаты, молодёжь заявляет: «Лучше буду дистанционно репетиторством заниматься». Платную подготовку ведут и опытные учителя, если не загружены на 1,5 ставки. В этом году из нашей школы ушёл хороший математик», – говорит директор красноярской школы № 27 Зоя Бердникова и признаётся, что в очередь в школу никто не стоит.
Подобные процессы и в системе среднего профессионального образования. «У мастеров производственного обучения и преподавателей более высокая зарплата за счёт сумасшедшей нагрузки. Это работа экспертами на соревновательных циклах, часы в платных группах. При подготовке к соревнованиям WorldSkills работают иной раз до 24 часов, а то и больше. Поскольку стимулирующий фонд не резиновый, серьёзно поощрить педагогов практически невозможно», – поясняет директор Красноярского техникума промышленного сервиса Ирина Магомедова.
Кстати, 2023 год объявлен годом педагога и наставника.