«В 1990-е страну лихорадило от перемен. Сегодня в обществе другой запрос - на стабильность. Люди не хотят кардинальных изменений, и их можно понять. Кризис наступает, но красноярцы надеются, что скоро всё встанет на свои места», - считает социолог Ирина Муратова, которая вот уже 27 лет исследует мнения красноярцев.
Коррупция, страх и нелюбовь
- Ирина Нильевна, победа в Олимпиаде, возвращение Крыма, противостояние с Европой и США… На фоне последних событий резко поднялись патриотические настроения, вырос рейтинг президента. Тем не менее каждый день мы слышим о коррупции, воровстве и взяточничестве. Как всё-таки относятся красноярцы к власти?
Нужно констатировать резко отрицательное отношение к коррупции. Это одна из наших бед. Хотя не нужно считать, что происходит подобное только в нашей стране. Коррупционной чуме подвержены все государства в разной степени. Например, самый высокий уровень политической - в США. В России же довольно высок уровень деловой.
Что касается Красноярского края, то, по данным наших опросов, лично с её проявлением сталкивались всего 8% красноярцев. Остальные знают об этом явлении только из третьих уст. Также красноярцы отмечают, что на самом деле взяточничества становится меньше. Например, если раньше крайне коррумпированными считались органы ГАИ, то сегодня дать взятку инспектору практически невозможно.
- По данным американских исследователей, около 80% населения Польши и Иордании негативно относятся к России, недолюбливают нас в США (67%), Германии (70%), Израиле (72%), Японии (73%), Украине (72%)… Объективно ли это с вашей точки зрения?
- Вполне закономерно. Как только в игру вступают геополитические интересы и появляются угрозы, которые касаются людей напрямую, у нас появляется страх или нелюбовь к той или иной нации. Наше отношение к американцам сильно ухудшилось после инцидента с Грузией, где США сыграли немаловажную роль. Больше всего нелюбовь к американцам проявилась в Южном федеральном округе - конфликт был рядом с ними. Меньше всего - на Дальнем Востоке.
И сегодня ситуация с Западом и США воспринимается нами как некая угроза. Их действия противоречат нашему чувству справедливости, а наши - их. Столкнулись два сильных игрока, и у каждого свои интересы, которые они будут преследовать, несмотря на любовь или нелюбовь народа друг к другу.
- А как красноярцы относятся друг к другу в плане межнациональной терпимости?
- Нас много, и мы разные: 65% красноярцев, которые участвовали в наших опросах, считают, что Россия - наш общий дом и все народы должны обладать равными правами. Только 15% говорят, что русские должны иметь больше прав. Экстремальных взглядов в разы меньше: 5% считают, что государство должно быть только для русских. Как правило, такие мысли выражают молодёжь и студенты. И часто они говорят об абстрактных гастарбайтерах, с которыми лично никогда не сталкивались.
Переждать трудные времена
- Многие называют кризис 2008 года цветочками по сравнению с сегодняшним. Насколько красноярцы ощущают это?
- Люди обычно воспринимают ситуацию катастрофичнее, чем это есть на самом деле. Сегодня в воздухе витает предчувствие кризиса - такое же мы наблюдали в 2008-м. Ещё нет реального ухудшения жизни и массовых увольнений. Люди пересматривают бюджет, выбирают что-то подешевле, но ещё не ограничивают себя кардинальным образом. Тот, кто ездил отдыхать раньше за границу, сегодня берет путёвки в Крым или Сочи.
- Но население объективно обнищало…
- Зарплату не снизили и не увеличили, а цены выросли. Стратегия большинства сегодня - переждать трудные времена. Пока красноярцы не собираются ничего предпринимать. Единицы ищут вторую работу или подработку. Остальные живут надеждой, что скоро трудные времена пройдут и они заживут лучше.
- Социологическими опросами вы занимаетесь с 1988 года. Как мы изменились за это время?
- С одной стороны, это было время новых возможностей, бурления жизни, глоток свежего воздуха после долгого удушья. С другой - была тотальная неуверенность в завтрашнем дне. Огромное количество людей поменяли профессию, место жительства, образ жизни. Женщины отказывались от рождения детей. Было катастрофическое количество разводов. Произошёл слом стереотипов. Если в советское время мы были уверены, что на Западе всё плохо, а у нас хорошо, то в 90-е стало ровно наоборот. Мы стали в своём понимании худшей страной мира и были уверены, что даже в Африке люди живут лучше. Это время подобострастия, эмиграции и неприятия себя.
Сегодня мы другие. У нас вырос уровень патриотических настроений. Рост экономики и нашего благосостояния позволил выезжать за рубеж. И мы увидели не только гламурные картинки чистенького центра европейских столиц, но и трущобы, в которых тоже живут люди. С развитием Интернета стали больше узнавать, сопоставлять и анализировать. Вера в страну и самих себя, подогреваемая такими масштабными событиями, как победа в Олимпиаде, растёт. Но как бы то ни было, по уровню патриотизма мы не дотягиваем даже до тех же американцев. Вот они-то просто обожают свою страну. У нас же считающих, что мы живём в плохой стране, большой процент.
Неприятие олигархов
- Основа любого здорового рынка - стабильный малый и средний бизнес. Какие настроения в этой отрасли?
- У нас невысокий уровень предпринимательской активности. По последним данным, всего 3% населения готовы начать свой бизнес, тогда как ещё три года назад таковых было 5%. Это мало, но закономерно. В той же Японии такой уровень держится давно. Предпринимательская активность снижается с ростом экономики. Чем больше корпораций, тем меньше население хочет идти на риски и связывать свою жизнь с собственным делом. В целом к малому и среднему предпринимательству относятся лояльно. Неприятие есть только к крупному, особенно к олигархам.
- А о чём мечтают сибиряки?
- Мечты у нас как раз стандартные. По сути, о чём говорим за праздничным столом, за что поднимаем бокалы, о том и грезим. О здоровье (кстати, больше для близких, чем для себя), о финансовом благополучии. Родители поголовно загадывают, чтобы их ребёнок получил высшее образование. Хотя в 2000-х около 20% опрошенных считали, что для их чад будет достаточно и среднего специального. В последнее время ещё стали желать мира во всём мире. Актуально как никогда.
Смотрите также:
- Красноярский экстрасенс - об идеальном правителе, конце света и смысле жизни →
- Квота терпимости. Рашит Рафиков о ксенофобии, национализме и мигрантах →
- Кто народ и где элита? →