Здесь были Радищев и Чехов. Через село в Сибири в 18 веке гнали каторжников

Ольга Лобзина / АиФ

Своё название село в Красноярском крае получило от речки Рыбная, на берегах которой оно образовалось в 1734 году. И перспективы тогда у него были весьма радужные. Участники экспедиции командор Беринга – геодезисты Паулин и Баскаков – наметили на карте будущего Московско-Сибирского тракта пять ямщицких станций. Среди них было и Рыбинское. Именно через него проходили торговый, почтовый и кандальный пути.

   
   

Благодаря удобному географическому положению, село быстро разрасталось и в XIX веке стало центром Рыбинской волости Канского уезда Енисейской губернии. В неё вошли пять сёл и 24 деревни. Но в середине XIX века из-за недальновидности тогдашних купцов, отказавшихся от строительства железной дороги через село, оно утратило свою значимость и привлекательность. Затем революция, Гражданская война, коллективизация, расцвет, а после развал СССР и удалённость от «большой земли» привели к тому, что некогда богатое село сегодня переживает не лучшие времена. Но главная его ценность – люди, которые гордятся своими предками, историей, культурой и верят, что село возродится, если «наверху» на них обратят внимание.

Там, на горе...

Чтобы добраться из Красноярска до Рыбного, нужно преодолеть 142 км по автомобильной дороге Р-255 «Сибирь». Лишь небольшой затор на участке протяжённостью 23 км в Берёзовском и Манском районах, там идёт масштабный ремонт с расширением дороги до четырёх полос и строительство нескольких развязок. Трасса загружена, много грузовиков, больших фур и легковых автомобилей с путешественниками, следующими в сторону Иркутска. Но без проблем за три часа добираемся до места назначения. Село условно поделено на две части. Первая внизу за мостом – здесь в основном старые дома. Вторая – на горе, где вся инфраструктура: администрация, Дом культуры, медицинская амбулатория, парк, магазины. И дома здесь добротнее, есть даже многоквартирные, двухэтажные.

Проезжаем мост через речку Рыбная, поднимаемся в гору. Справа у подножия красный кирпичный трёхэтажный дом (бывшее общежитие техникума), а перед ним среди зарослей травы и крапивы по пояс видим стелу с орденом Отечественной войны. Пробраться к ней не получилось: уж очень крапива жалит.

Школа носит имя Героя Советского Союза Георгия Кузьмина. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Слева средняя школа № 7, которая носит имя Героя Советского Союза Георгия Кузьмина родом из Рыбного. На стене памятная доска, перед входом – бюст героя. В школе тихо, но видно, что к приёму детей готовы. И уже 2 сентября её двери распахнулись для 230 учеников, в том числе 10 первоклашек.

Чуть выше школы небольшой храм и рядом щит, с которого на тебя смотрит молодой паренёк с добрыми глазами. Это герой СВО. На груди Евгения Коваленко орден Мужества и медаль «За отвагу». Он погиб, но своей светлой улыбкой словно говорит всем, насколько хрупок мир и что наше будущее зависит от каждого из нас. День выдался жарким. Может, поэтому в селе было тихо и безлюдно, лишь изредка пройдут один-два человека, спешащих по своим делам, но непременно бросив внимательный взгляд на чужаков.

Евгений погиб на СВО. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Под мокрой крышей

Во все времена центром сельской жизни был Дом культуры, вот и мы сразу направляемся туда. Здесь он три в одном. Под его крышей работают три муниципальных учреждения – ДК, библиотека и музей истории Рыбинского района. Видно его издалека, на фасаде здания огромный плакат с поздравлениями – недавно селу исполнилось 290 лет. Музей занимает половину площадей на втором этаже, вход с торца.

   
   

«Проходите, пожалуйста. Только осторожно, у нас тут после дождя потоп был, крыша протекла, поэтому кругом вёдра, тазики. С ужасом ждём осенних ливней и переживаем за экспозиции», – встречает нас экскурсовод Марина Годунова.

Следы потопа в виде серых и ржавых пятен везде – на потолке, стенах... На стеклянных витринах с уникальными экспонатами, некоторым из них тысячи лет. Наверху стоят разные ёмкости. Часть артефактов вообще убрали, спасая от водной стихии.

«В этом здании когда-то территорию делили Дом культуры и совхозная контора. Под музей выделили комнату в ДК, а затем, в начале девяностых, уже разрушенную контору отремонтировали и отдали нам полностью. У нас ещё есть третий зал, там вообще льёт... Жалко и обидно...»

В этом здании работают три муниципальных учреждения – ДК, библиотека и музей истории Рыбинского района. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Река-кормилица

Официально село образовано в 1734 году. Но музейщики считают, что история его началась гораздо раньше – с того момента, как начали строить дорогу, и до того, как появились торговый, почтовый и кандальный пути.

«Когда здесь организовали постоялые дворы, село стало быстро разрастаться и превратилось в одно из больших и богатых купеческих поселений. Торговать стало удобно и выгодно.

Конечно, свою роль сыграла и река Рыбная. Отсюда название села – сначала Рыбна, Рыбное, Рыбинское, сейчас снова Рыбное. Вдоль реки-кормилицы купцы строили свои дома. Пресноводная, глубокая. В ней было много рыбы – щука, сорога, елец, налим, ёрш и другие виды. И сейчас есть, но уже не в таких объемах», – рассказывает Марина Владимировна, проводя экскурсию по музею.

А ещё её называли рекой водяных мельниц. Здесь их было много. Недавно из Санкт-Петербурга приезжал мужчина, он искал место проживания своих бабушки и дедушки. Говорит, в Кильчуге (исчезнувшая деревня) у его деда была самая первая паровая мельница, единственная тогда в этих краях.

В конце поселения находилось постоялое место, где останавливались каторжники. Здесь для Рыбного отбирали самых сильных и рукастых, остальные шли дальше. Каторжников задействовали в строительстве, торговле, земледелии, на пилорамах.

А вот по колокольчикам и бубенчикам можно было определить, откуда и что везут. Если звучал обыкновенный бубенчик, значит, везли обычную почту, а если колокольчик, то важную и срочную депешу. И почтальон не имел права даже останавливаться. Он перепрыгивал на постоялом дворе с одного коня на другого и ехал дальше.

Кстати, село было многонациональным, здесь жили представители пятнадцати народностей. В деревне были две православные церкви – белокаменная двупрестольная и деревянная, мечеть и синагога. Ни одна из них не сохранилась до наших дней, увидеть, как они выглядели, можно лишь на фото, которые хранятся в музее. Возле главной церкви были огромные базарные ряды. И в воскресный день здесь собирались жители со всей округи.

Базарная площадь. Здесь по выходным собирались жители со всей округи. Фото: Музей истории Рыбинского района

В конце XIX – начале XX века в Рыбинском открылись бесплатная библиотека-читальня, сельскохозяйственная школа. В 1932 году на её базе будет создан Рыбинский сельскохозяйственный техникум. Шесть лет назад его закрыли. Теперь здания пустые стоят. А люди до сих пор сожалеют, что упустили техникум и последовал отток молодёжи из села.

«К сожалению, наше село не стало центром Рыбинского района, хоть и получило от него название. В своё время самые богатые купцы, не почувствовав своей выгоды, отказались от проведения железной дороги через село. Решили, что у них и так торговля хорошо идёт. И дорога прошла мимо – через Троицко-Заозёрное, ныне город Заозёрный, который и стал в итоге административным центром района, – говорит Марина Годунова. – И те же купцы стали активно переселяться ближе к железной дороге. Даже в 1930–1950-х годах двухэтажные деревянные купеческие дома разбирали и перевозили в Заозёрный, Бородино. Сегодня в Рыбном не осталось знаковых построек тех времён, кроме одного каменного дома в полуразрушенном состоянии, где была каталажка».

Вот так музейщики спасают экспонаты. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Из глубины веков

Прав был академик Дмитрий Лихачёв, когда говорил, что «библиотекари-музейщики – последние святые на земле». Сложно найти более преданных своему делу людей, работающих за небольшую зарплату. Но благодаря им оживает история, а сам музей становится центром притяжения.

В фонде музея около 8 тыс. экспонатов. И есть среди них совершенно уникальные. Здесь представлены экспозиции сразу нескольких эпох. Например, свидетельства того, как жили в Енисейской губернии 200– 300 лет назад, можно увидеть в «Русской избе», в центре которой настоящая русская печь. В Сибири в таких ещё мылись и лечились.

Так выглядела русская изба в Енисейской губернии в 18-м веке.. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Здесь же различная утварь. Например, бабий кут – ступа для обмолота зерна 1834 года. Необычный шкаф, который когда-то стоял в местной двупрестольной церкви. На нём есть крючки, за которые его пристёгивали к стене. Первая старинная «стиральная машинка» – валёк (деревянный брусок с ручкой) и рубель для глажки белья. Старая маленькая мельница, которая в войну спасла не одну семью. Разные железные утюги, деревянные прялки, ткацкий станок... На стене полотенца и рушники на все случаи жизни – родильные, крестильные, венчальные и поминальные. Самое старое домотканое полотенце – 1914 года.

Второй зал условно можно назвать ностальгией по советскому прошлому. Здесь уже раритетные стиральная машина «Гамма» и холодильник «ЗИЛ», который закрывался на ключ, буфет, стол со шкафом, где хранились кухонные предметы. На столе различные формы для выпечки печенья, вафельница, безмен, сифон (кстати, не дешёвое удовольствие в то время, так как баллончики были дорогими). На стене набор разделочных досок, календарь, термометр и авоська (сумка-сетка, с которой ходили в магазин за продуктами). А ещё сервант, трюмо, ножная швейная машинка, телевизор «Рубин» и рядом плоскогубцы, что всегда вызывает недоумение у молодых посетителей. Ответ прост: тогда часто ломались рукоятки переключения каналов, и переключали их с помощью плоскогубцев.

Музейщики воссоздали советскую квартиру 1970-80-х годов. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

В шифоньере того периода есть плюшевый жакет (именуемый в народе «плюшкой») и настоящая военная шинель, которую подарил музею известный рыбинский художник Анатолий Баскаков. Она принадлежала его дяде-фронтовику. Кстати, художник подарил музею и 156 своих картин.

Ещё одна экспозиция – «Из глубины веков», гордость музея. Здесь представлены останки мамонта, бизона, зубра, тура и других животных, фрагменты окаменелых растений. В основном они с Переясловского и Бородинского разрезов. При добыче угля именно там находят такие кости. На реке Рыбная тоже были удивительные находки. Одна из самых бесценных, по словам Марины Годуновой, кость бизона.

«Когда возле речки перекладывали водяную трубу, рабочие нашли скелет всего бизона, но не знали, куда его деть. Принесли нашему бывшему директору только часть и положили на лавочку. А эти челюсти (зуб мамонта) нашли на нашем местном кладбище. Её обнаружили на глубине полутора метров, когда копали могилу».

В фойе выставка «Вахта памяти», в витринах находятся предметы, связанные с Великой Отечественной войной. Они появились в 2001 году, когда рыбинские школьники с педагогами ездили на раскопки в Новгородскую область, и им разрешили их забрать.

Уникальные находки были обнаружены возле реки Рыбная. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

«Кстати, в нашем музее есть необычное письмо. В военные годы в Рыбном восемь месяцев стояла артиллерийская школа – 400 курсантов и 26 человек из командного состава. Жили они тяжело, так как в селе было много эвакуированных, и продуктов на всех не хватало.

В 1980 году пришло письмо из Минска от бывшего курсанта этой артиллерийской школы, который у жителей села просил прощения. Он писал, что они у местных воровали кур, чтобы прокормиться, разбирали заборы и топили печи, чтобы не замёрзнуть. Все эти годы совесть его мучила. И спустя сорок лет он прислал покаянное письмо».

Из новых экспозиций – «Своих не бросаем», посвящённая спецоперации на Украине. За два года из Рыбного в зону СВО ушли тридцать ребят, шесть из них погибли (когда писался материал, стало известно, что погиб ещё один). Беда объединила людей. На карте отмечено, где в Рыбинском районе работают волонтёры, оказывая посильную помощь СВО. Ещё в музее делают маленьких ангелов, которые отправляют бойцам.

«Вы в ДК зайдите, там как раз сейчас волонтёры занимаются плетением маскировочных сетей, делают спички и окопные свечи. Там уже сформировалась команда», – советует Марина Владимировна.

Выставка «Вахта памяти». В витринах - предметы, связанные с Великой Отечественной войной, которые педагоги и ученики привезли с места раскопок в Новгородской области. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

«Спасите клуб!»

В фойе ДК шумно, женщины плетут маскировочные сети, группа школьников пишет письма бойцам. Но с ними мы говорили о другом (о волонтёрской деятельности мы еще обязательно расскажем).

«Посмотрите, Дом культуры у нас шикарный, сцена отличная, творческие коллективы замечательные – хор, танцевальная студия, изостудия... На концертах всегда полный зал. Но побежала крыша, обваливается потолок... Нам запрещают там находиться. Посодействуйте», – просит пенсионерка Нина Семенова. Кстати, она девятнадцать лет отработала заместителем главы администрации.

«Есть будущее у села?» - спрашиваю у неё.

«Надо, чтобы было. Вот техникум у нас был, молодёжь приезжала, училась, оставалась работать. Потом его закрыли. Если ещё клуб уйдёт в небытие, потом школа... И нет будущего. Постепенно молодёжь уезжает, потому что работать негде. Нам надо пробить ремонт клуба, иначе жизнь в селе вообще остановится».

Слушаю женщин, и становится неловко: они со своей небольшой пенсии скидываются и собирают гуманитарную помощь бойцам СВО, плетут маскировочные сети, делают окопные свечи... А есть другие, которые платят миллионные гонорары (неважно, спонсорские или из бюджета) «звёздам» с сомнительной репутацией за концерты. Может, вместо концерта заезжей поп-дивы решить проблему с крышей хотя бы одного сельского куба? Более благодарных людей вы не встретите.

«С ЖКХ у нас ещё проблемы. Скоро отопительный сезон начнётся, а затопят или нет, не знаем. Кочегары все уволились, потому что зарплату не платят по несколько месяцев. Котельная в частных руках. И никто в районе на владельца повлиять не может. Считаю, если продали объект стратегического значения, то государство и власть должны регулировать эти вопросы. Всё старое, отопительная система годами не ремонтируется. А тарифы немалые», – подняла ещё одну тему Нина Семенова.

Аллея героев в рыбинском парке. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Дыр нет, а дождь идёт

По данным последней переписи населения, в Рыбном проживают 1352 человека. В состав сельского совета входит также деревня Татьяновка, где имеют прописку чуть больше ста человек. В селе работают два детских сада, средняя общеобразовательная школа, амбулатория. Из производственных предприятий – Рыбинская нефтеперекачивающая станция и филиал Рыбинского коммунального комплекса. В последнем проблема с кадрами из-за задержки выплат зарплаты. Есть ещё крупный фермер Валерий Косых, который зарегистрировал своё предприятие в Новопятницком, но работает в Татьяновке, там у него база и техника. Он обеспечивает работой местных ребят. Кроме того, оказывает финансовую поддержку в реализации грантовых программ или местных инициатив.

«Проблемы решаем в рамках своей компетенции. Село дотационное на 92%. Собственных доходов всего 8%. В основном деньги идут на содержание муниципальных объектов и зарплату бюджетникам. В этом году мы участвовали в программе местных инициатив и отремонтировали крыльцо, которое с дороги ведёт к клубу. Оно тоже было в плачевном состоянии», – говорит глава сельсовета Светлана Саврицкая. В этой должности она работает восемь лет, до этого пять лет была заместителем.

Что касается ДК, то сейчас полномочия по культуре переданы на уровень района. По словам главы, там требуется капитальный ремонт крыши. Единичные мелкие ремонты каких-то участков проблемы не решают.

«Я сама забиралась на крышу – там всё идеально: нет дыр, не видно щелей, но дождь льёт в музей. Должны профессионалы осмотреть, подготовить всю документацию, чтобы можно было устранить.

К богу через чудеса

«Не хотите посмотреть наш храм?» – остановила нас жительница села Людмила Клюева, когда мы уже собирались возвращаться в Красноярск. Церковь, кстати, возвели на том же месте, где 200 лет назад стояла такая же – Вознесения Господня, которую в 1930-х годах разрушили большевики. Людмила Николаевна сетует, что восемьдесят лет здесь не было храма. «Село безбожников. Столько лет отлучали от веры...» Прихожан пока мало. На службу приходят 14–20 человек. Батюшка приезжает три раза в неделю. Она и сама пришла к вере лишь в 55 лет.

Родом Людмила Николаевна из Нижегородской области, в 1967 году после педучилища приехала в Сибирь поднимать народное образование. Вышла замуж и корни здесь пустила. Сначала в Ирбейском районе пять лет работала, потом шестнадцать лет в Зыково. А в 1986 году переехали в Рыбное.

«Я ведь тоже была атеисткой. Покрестилась в 55 лет. Пришла к Богу через чудеса и строительство храма. Однажды у меня с сыном случилось несчастье, и я помчалась к нему. Вдруг машина остановилась прямо на железнодорожном переезде. Как в тумане слышу голос стрелочницы и вижу поезд прямо передо мной. Я закрываю глаза и говорю себе: всё равно не успею. А через мгновение вижу: поезд за моей спиной. Водителя всего трясло. Может, Господь и спас меня, чтобы я вместе со всеми построила этот храм.

Сруб сделали два года назад. Но батюшку (он-то и нашел человека, который помог деньгами, но тот запретил называть себя) перевели в другую территорию, и всё остановилось. А потом жители объединились, нашли спонсоров, которые помогли финансово. Мы с мужем ездили по селу и приглашали в церковь поработать. И всю отделку сделали своими руками. Я здесь как староста. Сейчас веду хозяйственные дела и занимаюсь благоустройством территории вокруг церкви.

За год собрали деньги на лак и покрыли внутри церкви. Мало народу. Но не теряем надежды. Как пример – СВО, где нет атеистов. Может, через них мозги на место встанут, и мы вернёмся к своей вере, традиционным ценностям...»

Церковь возвели на том же месте, где 200 лет назад стояла такая же – Вознесения Господня, которую в 1930-х годах разрушили большевики.. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Из истории

В ХVIII веке Рыбное было местом политической ссылки и пересыльным пунктом, где побывало немало известных людей. В частности, в 1791 году по пути в Илимскую ссылку здесь останавливался русский прозаик, поэт, философ Александр Радищев.

В 1831 году некоторое время в селе жил предводитель крестьянского движения на Подолье Устим Кармелюк, правда, сбежавший из ссылки.

В Рыбинской пересылке в 1850 году побывал революционер- социалист Михаил Буташевич-Петрашевский, а в 1865-м – революционер-демократ Николай Серно-Соловьевич. С 1911 по 1917 год ссылку в этих местах отбывал большевик Илья Белопольский, а в 1914-м – революционерка, участница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения Елена Стасова. Позже, в советские годы, она получит звезду Героя Социалистического Труда и станет кавалером пяти орденов Ленина.

Через село проезжали также известные путешественники, учёные и писатели. Среди них Николай Пржевальский, Владимир Обручев, Антон Чехов и цесаревич Николай Романов.

Кстати
В годы Великой Отечественной войны на фронт из Рыбного ушли 575 человек, 214 из них не вернулись. Двое – лётчики Григорий Черкашин и Георгий Кузьмин – получили звание Героя Советского Союза. Медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» награждены 76 жителей села.