Официально такой деревни в Каратузском районе нет. Ещё двадцать лет назад её причислили к Верхним Курятам, но суть от этого не поменялась. Люди продолжают жить как в XIX веке, без электричества и дороги.
Двадцать добротных домов рассыпались по берегу реки Копь. 26 жителей, из них 6 ребятишек, поля с картошкой, пастбища для скота, огромные зароды сена.
Последняя из могикан
Чтобы добраться до Сосновки из Красноярска нужно 600 км ехать до райцентра Каратузское по асфальту, затем 54 км до Верхних Курят по гравийке, а дальше как повезёт - дорога лесная. В дождь - только на тракторе, в сухую погоду на УАЗике или другом внедорожнике. Два-три месяца в году дорога и вовсе не проездная. Зимой местные жители предпочитают лыжи. Но это не самое страшное. В деревне вот уже сорок лет нет электричества, с тех пор как его отрубили в 70-х годах прошлого века. Люди живут на солнечных батареях и бензиновых генераторах. Будто и не было в стране плана ГОЭЛРО 1920 года. А писатель-фантаст Герберт Уэллс, познакомившись с ним и его создателем В.И. Лениным, оказался недалёк от правды, заявив в своём очерке «Россия во мгле», что «...осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии».
У Сосновки богатая история: в 30-х годах здесь было 180 дворов. На самом видном месте стояла церковь, были своя больница, восьмилетняя школа, сельсовет, колхоз и подстанция с линией электропередач, ходил рейсовый автобус. Потом люди начали уезжать. К 70-м годам в Сосновке остался единственный житель - Анфиза Бочкарёва. Упрямая пенсионерка никак не хотела перебираться в райцентр. Электричество обрезали, дорогу забросили... Бабушка прожила одна рядом с пустыми домами и заросшими крапивой огородами, без больницы и магазина 10 лет и не дала-таки деревне умереть. Сама она умерла в 1994-м, а в 1991 году Сосновку начали обживать переселенцы из Тывы. В республике в те годы началась резня, и большая часть русского населения оттуда выехала.
Энергия солнца
Одними из первых в Сосновку перебралась семья Фёдора Долгова. 29-летний глава с женой и четырьмя ребятишками, брат и мать с отцом приехали почти на голое место. Покосившиеся дома, поля, заросшие крапивой. Начали строиться, скот развели, взяли 63 га земли, комбайн, стали пахать землю. Но фермерство не пошло - дорога подвела, не завезти, не вывезти. Всё дело в небольшом перевале. Чуть дождик пройдёт, его размывает так, будто по мылу едешь. Приходится иметь по два транспорта, перевал на УАЗике проезжать, а дальше пересаживаться на легковушку.
- Раз в неделю точно приходится выезжать, - рассказывает Фёдор. - У кого зуб заболел, кому рожать приспичило.
Медпункта нет, в прошлом году нам выдали аптечку. За последние несколько лет это вся помощь властей. Ветеринар чаще приезжает скот обрабатывать. Экстренных случаев за эти годы было два. Первый - когда на отца Фёдора упало бревно во время строительства дома. Тогда в Сосновку даже вертолёт прилетел, но травма оказалась смертельной, отец умер в реанимации в Абакане. Второй раз самого Фёдора боднул бык, тут уже жители сами увезли раненого в больницу, там его зашили, и, слава богу, обошлось.
До недавнего времени единственным средством связи была рация. С появлением мобильников жить стало легче. Правда, берёт сотовый не везде. Есть одна точка, на веранде у Долговых, и вся деревня ходит к ним разговаривать.
После дороги главная проблема - электричество. Куда только Фёдор не обращался, везде ответ один - деревни Сосновка не существует, а значит и свет проводить туда незачем. И люди научились по максимуму обходиться без него. Встают с рассветом и ложатся спать, как только стемнеет. Совсем, конечно, не получается, поэтому и закупили солнечные батареи.
- Они у нас на каждом доме стоят, - показывает Фёдор на чёрные пластины на домах, - это, конечно, дорого, но независимо, плюс аккумулятор и преобразователь на 500 ватт. Такое нехитрое оборудование даже небольшую стиральную машинку-полуавтомат на 200 ватт и электрический сепаратор свободно вытягивает.
Таких забав как телевизор и компьютер в Сосновке нет, некогда им баловаться. Правда, ребятишки научились в сеть через телефоны выходить - совсем от цивилизации не спрячешься. Летом сенокос, вообще продыху нет. У Фёдора на двоих с братом 20 голов КРС, 40 овец, на всё это хозяйство надо примерно 60 тонн сена. Весной - папоротник, в этом году собрали 6 тонн и за 10 дней заработали 30 000 рублей. Зимой стригут овец и катают валенки. Этим и зарабатывают.
В школу на лыжах
Если без дорог и электричества сосновчане научились обходиться, то без школы нет. Вот уже шесть лет ребятишек приходится возить в соседнюю деревню за 12 км. Те, кто постарше, ходят сами: летом - пешком, зимой - на лыжах. До 2007 года школа была, а Фёдор в ней - и директором, и учителем. Но дети выросли, новые народиться не успели и школу закрыли. Через несколько лет приехали новосёлы, опять дети появились. Фёдор бросился в местный отдел образования, ведь и место есть, и оборудование, и опыт - почти 13 лет. Но куда там, «везде закрывают, а ты открывать вздумал» - был ответ. Пришлось дочку Валю отдавать в первый класс в Мотыгинский район, к сестре. Остальных пристроили, где могли.
- Я готов опять учителем работать, - признаётся Фёдор. - Даже за эту мизерную зарплату в 6 000 рублей. Зато дети будут дома. Сейчас в Сосновке шестеро малышей. Через несколько лет они подрастут, и им надо будет учиться.
На вопрос, почему вы не переезжаете, Фёдор отвечает, что мысли такие иногда приходят в голову. Но жизнь на природе он ни за что не променяет. Ведь если все будут уезжать в крупные города, на всех места не хватит.
Смотрите также:
- Возвращение из рабства. 18 лет красноярец выращивал мак и пас верблюдов →
- Владимир Ефременко: Для путешествий нужны деньги и авантюризм →
- Спустя 70 лет красноярец узнал, где погиб отец →