Примерное время чтения: 5 минут
329

Спустя 70 лет красноярец узнал, где погиб отец

Фото: Татьяна Антипьева

В плен не сдамся…

Семьдесят один год сын ничего не знал о судьбе отца. В трудовой книжке Александра Филипповича - три записи. 16 января 1939-го - «Стаж работы по найму - двенадцать с половиной годов». 23 мая 1938-го - «Принят на должность счетовода». И 18 августа 1941-го - «Уволен вследствие призыва в Красную Армию». Перед уходом он взял на руки двухлетнего Анатолия, и мальчишка запомнил, как папа нёс его на руках, вышел с ним из дома, а за оградой уже стояли обоз-подводы.
Потом жене, Прасковье Павловне, пришли четыре вес­точки с войны. В открытках - лаконичное «Жив-здоров. Как дети?», в письмах - твёрдое «Нигде больше меня не ищи, в плен я не сдамся» и «Паша, учи, учи детей!». Последнее письмо пришло 4 октября 1941-го. Наставление отца мать часто напоминала. Если кто-то проказничал в школе, брала ремень и заставляла перечитывать то письмо с фронта. Все и в самом деле выучились - получили высшее образование, как потом и их дети.
Анатолий Александрович посылал запросы в Центральный военный архив в Москве, писал в редакцию телепередачи «Жди меня» - узнать что-то большее, чем «пропал без вести, погиб».
И вот в июне, спустя семьдесят один год... «Папа, ты стоишь?» - звонил сын Вадим. - «Сядь. Нашли деда, твоего отца». Анатолий Александрович рухнул на стул.
Оказалось, останки солдата, а среди них медальон, обнаружили в мае 2012 года члены поискового отряда «Карельский рубеж» супруги Нина и Олег Столеповы. Пожелтевший свёрток из медальона сейчас заламинирован, помещён в рамку и стоит на почётном месте в квартире Анатолия Александровича. Фамилию с первого раза трудно разобрать, а вот имя и отчество - Александр Филиппович, а также место призыва - Красноярский край, Сухобузимский район, село Атаманово - видны отчётливо. Туда Татьяна Баденкова, которой поручили отыскать родственников погибшего разведчика, и стала звонить. Выйти на семью Южаковых, давно обосновавшуюся в Абакане, помогли школьные друзья Анатолия Александровича. Когда он приезжал в родное село, где на мемориальной доске в числе других атамановских фронтовиков указан А. Ф. Южаков, оставил друзьям координаты. Татьяна Баденкова позвонила его сыну, а тот - уже отцу.

Погиб не зря…

Связавшись с Ниной и Олегом Столеповыми, Анатолий Южаков сразу сказал: выезжает в Карелию. Дорога неблизкая: двумя самолётами в Санкт-Петербург («Для нас это Ленинград, мы никогда не путаем», - поправляет Анатолий Александрович), потом на поезде семь часов до районного центра Кондопога. Вдвоем с 11-летним внуком Стасом они приехали 10 июля.
Южаковых приняли как почётных гостей города. Разместили в гостинице, обеспечили питание - о плате никто не говорил. На встрече в администрации Олег Столепов вручил Анатолию Южакову рамку с заламинированным свёртком из медальона отца. На недавно созданном мемориале (в самом центре города), где 22 июня состоялось торжественное, в присутствии многих сотен жителей, захоронение останков разведчика Александра Южакова, Анатолий Александрович и Стас возложили венки к могиле отца и прадеда. А после их отвезли к месту, где воин погиб - в лесу, окружающем деревню Янишполе. Анатолий Александрович показывает фотографии небольшого участка земли, более семидесяти лет служившего разведчику могилой. На взрытой земле - вещи, найденные рядом с останками: винтовка, противогаз, кружка, пробитая каска, фляжка…
«При каких обстоятельствах погиб? Место, где он лежал, называют Верховым Бойцом.
Там 313-я стрелковая дивизия в октябре 1941 года вела оборонительные бои, и, скорее всего, дивизия отца прикрывала подступы к Кондопоге. А, может быть, он в разведке шёл. Был артиллерийский обстрел. По тому, что каска пробита, а вокруг пять воронок от снарядов, можно предположить, что он получил смертельное ранение осколком в голову, а потом его засыпало землёй», - Анатолий Александрович молчит несколько минут. Признаётся, что сейчас чувства немного притупились, но в июле, когда впервые оказался у могилы отца, не мог смотреть на место его гибели без слёз. «71 год мы не знали его судьбу, - объясняет он. - Мы счастливы, что нашли отца. Формулировка «пропал без вести» всё же вызывает разные ассоциации. Может, сбежал или уклонился от военных действий. А когда человек погиб и тому есть подтверждение, - это уже совсем другое. Есть чувства удовлетворения, гордости, что отец погиб, защищая нас, свою семью и страну».
Дед с внуком привезли из Карелии каску - её забрал Стас, кружку - её взял Анатолий Александрович, и горсть земли с места гибели Александра Южакова. В специальной баночке она хранится рядом с заламинированным свёртком из медальона. На могилу в Кондопоге Анатолий Александрович высыпал почву, привезённую из родного села Атаманово.
«На встрече в администрации Кондопоги я сказал, что среди Южаковых нет потерявшихся в обществе. Никто не спился, не сошёл с пути. Все выучились, занимают хорошие должности, воспитывают детей. Отец погиб не зря. Меня благодарили. А я, наоборот, думаю, должен перед этими людьми на колени встать, спасибо сказать за все, что они сделали для моего отца», - говорит Анатолий Александрович.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах