Его сразу окрестили «баяном-бомбой», потому что он один может заменить целый оркестр и воспроизвести более 400 тембров: трубы, саксофона, гитары, скрипки, фортепиано, ударных и даже стать органом. Такой инструмент был разработан на красноярском оборонном предприятии.В чьей голове родилась такая идея и как ее воплотили в реальность, узнал «АиФ-Красноярск».
Вторая жизнь инструмента
Известный российский музыкант, баянист и композитор Владимир Бутусов, влюблённый в народный инструмент, которым он владеет в совершенстве, перебирая клавиши, исполняет сначала вальс, польку, потом марш «Прощание славянки». Затем нажимает кнопку на небольшом пульте, расположенном рядом с клавиатурой, и кабинет генерального директора «НПП «Радиосвязь» Рината Галеева наполняется звуками органа.
Новостные сюжеты о чудо-баяне, который был изготовлен в 2016 году на оборонном предприятии, тогда прошли по всем красноярским телеканалам. В немецкий баян Weltmeister, принадлежащий заводу, была вмонтирована электронная Midi-система, которая превратила его в уникальный инструмент-синтезатор. За это он тут же получил название «баян-бомба».
Идея принадлежала Владимиру Бутусову, который работал над функционалом инструмента, чтобы усовершенствовать и расширить его возможности. Реализовать её взялись на красноярском радиозаводе.
«Мы начинали эти разработки в Москве, сделали первый инструмент на нашей электронике и выложили в Интернет. Эту запись увидел генеральный директор Ринат Галеев. Оказалось, что он большой поклонник народного творчества, в том числе баяна, аккордеона, гармони. Пригласил меня в Красноярск на своё предприятие и предложил помощь в доработке нашей идеи, – рассказывает Владимир Бутусов. – Побывав на заводе, отметил удивительную вещь: на оборонном предприятии работает по-настоящему творческий коллектив. Здесь есть дворец культуры, созданный в советские времена. Сейчас это современный конференц-зал. На большинстве предприятий уже всё разрушено, а на заводе сохранено и успешно развивается. Здесь работают коллективы художественной самодеятельности, в них активно занимаются работники завода. Меня это очень порадовало».
Музыкант считает, что народному инструменту по сути подарили вторую жизнь, что для него очень важно.
«К сожалению, за последние 20 лет баян, как и другие народные инструменты, сдаёт позиции, уступая пальму первенства так называемому музыкальному андеграунду. Последний, увы, перевешивает чашу весов популярности, особенно у молодёжи. Народная музыка отходит на второй план, да и число баянистов сокращается. Они ещё работают в домах культуры, где существуют хоровые коллективы. Танцевальные ансамбли перешли на фонограмму, под баян танцевать стало немодно. Поэтому мы с моими друзьями решили, что если создать инструмент, который будет звучать, как целый оркестр, то и баянист станет универсальным и востребованным специалистом. Но основной была идея сохранить баян как таковой. А электронная Midi-система позволила усовершенствовать его, сделать звучание современным. В результате получился мощный инструмент, в котором объединение микрофонных систем позволяет брать акустический звук без искажений и смешивать его со звуком синтезатора. В любых городах, где бы я ни бывал, баян вызывает у зрителей настоящий восторг. Благодаря электронике и молодёжь, любящая разную музыку: танцевальную, рок, джаз, и люди постарше, но владеющие Интернетом, высоко оценивают игру на новом акустическом баяне».
Переживал, чтобы не завис
Это легко сказать: изготовили акустическую плату и написали программное обеспечение, создав инструмент, который в Интернете бьёт лидеров просмотров, собирая миллионные онлайн-аудитории.
Процесс создания акустического баяна занял не меньше года.
Начальник отдела конструкторского бюро Иван Аникьев, он же разработчик программного обеспечения, вспоминает, что сначала уменьшили электронную плату, которая встраивается внутрь инструмента, до размеров смартфона. Использовали для неё самые современные комплектующие.
Пульт-клавиатуру, которая позволяет менять звучание и выбирать инструменты, закрепили на правой стороне баяна. Но это была лишь часть работы, потому что самым главным было написать специальную программу, которая в зависимости от нажатия клавиши воспроизводит тот или иной звук и превращает обыкновенный баян в целый оркестр.
«Программу записал в плату, а потом начался процесс настройки. Нажимал на клавишу и слушал, какой звук воспроизводится. Потом всё, что получалось, отправлял Владимиру. Он зашивал программу в свой баян и начинал играть. А поскольку у нас с ним скорость нажатия клавиш разная, у меня звучание было чистым, а у него в программе происходили сбои. Тогда он записывал видео, отправлял мне назад на доработку. Так мы и работали: он в Москве, я – в Красноярске», – вспоминает Иван.
Технарь по образованию, постепенно он стал понимать, как звуки складываются в мелодию. После этого даже появилось желание научиться играть на баяне, но времени не хватает, поделился Иван.
«Бывало, над замечаниями Владимира приходилось думать сутки, а то и больше, так что процесс лёгким не был, занимался им, конечно, в основном после работы и по выходным. Сложность заключалась ещё и в том, что в синтезаторе одна клавиатура, а у баяна – две, кроме того, меха, где расположен датчик давления, растягивается в зависимости от воспроизводимого звука и меняется. Приходилось добиваться, чтобы электроника адекватно реагировала на силу растяжения – как в живом инструменте. До сих пор, когда на концертах начинает играть наш баян, немного тревожно. Переживаю, как бы программа отработала без сбоев. Так что вместе с радостью и удовлетворением от проделанной работы испытываю напряжение», – улыбаясь, рассказывает Иван.
После изготовления нескольких опытных образцов комплект музыкального синтезатора запустили в серийное производство для отечественных инструментов. Сейчас Иван и Владимир разрабатывают платы для зарубежных баянов, для них требуется иной алгоритм звуковой обработки