Очень известная во всем мире картина великого красноярского живописца «Взятие снежного городка» ляжет в основу герба Сухобузимского района. Это пока единственный герб в стране, где нашло отражение творчество знаменитого живописца.
Авторы нового герба пояснили, почему выбор пал на эту картину. Как известно, на ней художник изобразил снежную крепость. По мнению разработчиков, крепость и есть символ Сухобузимского района. «Сухобузимский район - центр Красноярского края, его надежная опора, которая снабжает и сельхозпродукцией, и полезными ископаемыми. А серебряный или белый цвет - это символ чистоты, мудрости, благородства и сотрудничества», - говорится в описании герба.
В детстве именно в Сухобузимском юное дарование начинал свои первые шаги в творчестве, потом семья переедет в Красноярск. Сюда же он будет возвращаться не раз уже именитым художником, чтобы подпитаться энергией родного города. В Красноярск, он приедет и в самый тяжелый период своей жизни, после смерти любимой жены Елизаветы Шарэ. Здесь же напишет свою знаменитую картину «Взятие снежного городка», показав на ней жизнь Сибири и характер казаков.
Кстати, картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Мастер исторических полотен. Жизнь Василия Сурикова в картинах
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье Коллежского регистратора. Будущий художник с детства тяготел к живописи, однако у семьи не было возможности отправить мальчика учиться рисованию. Поэтому после окончания Красноярского уездного училища Суриков устроился работать писцом в губернское управление.
© Public Domain / Василий Суриков. Автопортрет.
В Губернском управлении рисунки Сурикова, который не бросал живописать, были замечены. И местный меценат, золотопромышленник Кузнецов, согласился оплатить обучение подающего надежды молодого человека. С первого раза в Художественную академию в Петербурге Суриков не поступил, но, проучившись год в Санкт-Петербургской рисовальной школе, был зачислен в академию вольным слушателем, а через год – воспитанником. С 1869 по 1875 год он провел в Академии.
© Public Domain / Василий Суриков. «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви» (1914)
Знаменитый преподаватель живописи Павел Петрович Чистяков стал учителем Сурикова. За время обучения в Академии воспитанник получил 4 серебряные медали и несколько денежных премий. Из-за особенного внимания к композиции картины Сурикова прозвали «Композитором». Первую самостоятельную работу Сурикова – «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) – приобрел Кузнецов, покровитель художника. В звании классного художника первой степени Суриков окончил Академию.
© Public Domain / Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870)
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шаре. У пары было двое детей: Ольга и Елена. В это же время Суриков, обратившись к временам эпохи Петра I, начинает работу над картинной «Утро стрелецкой казни» (1881), которую завершил через три года. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок.
© Public Domain / Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни» (1881)
Суриков в своем творчестве продолжает обращаться к историческим темам и в 1883 году создает еще одно многофигурное полотно «Меншиков в Березове». Меншиков, сосланный Петром II в ссылку в Березово, изображен художником сидящим за столом с детьми, символизирующими смену поколений. Картину приобрел Третьяков, и на вырученные деньги Суриков смог совершить поездки в Германию, Италию, Францию, Австрию и познакомиться с работами зарубежных художников.
© Public Domain / Василий Суриков. «Меншиков в Березове» (1883)
Сцену церковного раскола в XVII веке художник изобразил на полотне «Боярыня Морозова» (1883). По словам художника, образ боярыни он срисован у одной старообрядки, а ключом к образу Морозовой послужила увиденная художником ворона с черным крылом, которая билась о снег. Монументальное полотно было приобретено для Третьяковской галереи за 25 000 рублей.
© Public Domain / Василий Суриков. «Боярыня Морозова» (1883)
После смерти жены в 1888 году Суриков с двумя дочерьми уехал на год в Красноярск. Здесь художник работал над картиной, изображающей старинную русскую игру, которая была частью масленичных гуляний - «Взятие снежного городка»(1891). Через 9 лет после написания полотно получило именную медаль на выставке в Париже.
© Public Domain / Василий Суриков. «Взятие снежного городка»(1891)
Изучая быт вогулов, остяков, хакасов, художник задумал картину о том, как заселялась Сибирь. Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» художник закончил в 1895 году. Двумя годами раньше Суриков стал действительным членом петербургской Академии художеств.
© Public Domain / Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895)
Четыре года длилась работа Сурикова над историческим полотном «Переход Суворова через Альпы» (1899). За время работы над картиной Суриков посетил Швейцарию, где написал часть этюдов для полотна. Картина была закончена в год столетия итальянского похода Суворова и сразу приобретена Николаем II.
© Public Domain / Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы» (1899)
Еще одно монументальное полотно на историческую тему – «Степан Разин» - художник написал в 1907 году. В этом же году Суриков становится членом Союза русских художников.
© Public Domain / Василий Суриков. «Степан Разин» (1907)
Книга историка Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» вдохновила Сурикова написать картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912). Одним из прототипов царицы послужила внучка художника – Наталья Кончаловская, ставшая позже известной советской детской писательницей и переводчицей, а также матерью кинорежиссеров Аднрона Кончаловского и Никиты Михалкова.
© Public Domain / Василий Суриков. «Посещение царевной женского монастыря» (1912)
В 1910 году вместе с художником Леонидом Чернышевым Суриков участвует в открытии в Красноярске рисовальной школы. В 1915 году художник отправился в Крым на лечение: он страдал от хронической ишемической болезни сердца. В 1916 году в Москве Суриков умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.
© Public Domain / Василий Суриков. Автопортрет (1913)
Мастер исторических полотен. Жизнь Василия Сурикова в картинах
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье Коллежского регистратора. Будущий художник с детства тяготел к живописи, однако у семьи не было возможности отправить мальчика учиться рисованию. Поэтому после окончания Красноярского уездного училища Суриков устроился работать писцом в губернское управление.
© Public Domain / Василий Суриков. Автопортрет.
В Губернском управлении рисунки Сурикова, который не бросал живописать, были замечены. И местный меценат, золотопромышленник Кузнецов, согласился оплатить обучение подающего надежды молодого человека. С первого раза в Художественную академию в Петербурге Суриков не поступил, но, проучившись год в Санкт-Петербургской рисовальной школе, был зачислен в академию вольным слушателем, а через год – воспитанником. С 1869 по 1875 год он провел в Академии.
© Public Domain / Василий Суриков. «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви» (1914)
Знаменитый преподаватель живописи Павел Петрович Чистяков стал учителем Сурикова. За время обучения в Академии воспитанник получил 4 серебряные медали и несколько денежных премий. Из-за особенного внимания к композиции картины Сурикова прозвали «Композитором». Первую самостоятельную работу Сурикова – «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) – приобрел Кузнецов, покровитель художника. В звании классного художника первой степени Суриков окончил Академию.
© Public Domain / Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870)
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шаре. У пары было двое детей: Ольга и Елена. В это же время Суриков, обратившись к временам эпохи Петра I, начинает работу над картинной «Утро стрелецкой казни» (1881), которую завершил через три года. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок.
© Public Domain / Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни» (1881)
Суриков в своем творчестве продолжает обращаться к историческим темам и в 1883 году создает еще одно многофигурное полотно «Меншиков в Березове». Меншиков, сосланный Петром II в ссылку в Березово, изображен художником сидящим за столом с детьми, символизирующими смену поколений. Картину приобрел Третьяков, и на вырученные деньги Суриков смог совершить поездки в Германию, Италию, Францию, Австрию и познакомиться с работами зарубежных художников.
© Public Domain / Василий Суриков. «Меншиков в Березове» (1883)
Сцену церковного раскола в XVII веке художник изобразил на полотне «Боярыня Морозова» (1883). По словам художника, образ боярыни он срисован у одной старообрядки, а ключом к образу Морозовой послужила увиденная художником ворона с черным крылом, которая билась о снег. Монументальное полотно было приобретено для Третьяковской галереи за 25 000 рублей.
© Public Domain / Василий Суриков. «Боярыня Морозова» (1883)
После смерти жены в 1888 году Суриков с двумя дочерьми уехал на год в Красноярск. Здесь художник работал над картиной, изображающей старинную русскую игру, которая была частью масленичных гуляний - «Взятие снежного городка»(1891). Через 9 лет после написания полотно получило именную медаль на выставке в Париже.
© Public Domain / Василий Суриков. «Взятие снежного городка»(1891)
Изучая быт вогулов, остяков, хакасов, художник задумал картину о том, как заселялась Сибирь. Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» художник закончил в 1895 году. Двумя годами раньше Суриков стал действительным членом петербургской Академии художеств.
© Public Domain / Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895)
Четыре года длилась работа Сурикова над историческим полотном «Переход Суворова через Альпы» (1899). За время работы над картиной Суриков посетил Швейцарию, где написал часть этюдов для полотна. Картина была закончена в год столетия итальянского похода Суворова и сразу приобретена Николаем II.
© Public Domain / Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы» (1899)
Еще одно монументальное полотно на историческую тему – «Степан Разин» - художник написал в 1907 году. В этом же году Суриков становится членом Союза русских художников.
© Public Domain / Василий Суриков. «Степан Разин» (1907)
Книга историка Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» вдохновила Сурикова написать картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912). Одним из прототипов царицы послужила внучка художника – Наталья Кончаловская, ставшая позже известной советской детской писательницей и переводчицей, а также матерью кинорежиссеров Аднрона Кончаловского и Никиты Михалкова.
© Public Domain / Василий Суриков. «Посещение царевной женского монастыря» (1912)
В 1910 году вместе с художником Леонидом Чернышевым Суриков участвует в открытии в Красноярске рисовальной школы. В 1915 году художник отправился в Крым на лечение: он страдал от хронической ишемической болезни сердца. В 1916 году в Москве Суриков умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.
© Public Domain / Василий Суриков. Автопортрет (1913)