Примерное время чтения: 7 минут
208

Композитор-пророк. В Красноярске стартует фестиваль Шостаковича

Одни знают его как великого композитора, другие помнят страстное увлечение футболом, а третьи считают философом. И всё это о Дмитрии Шостаковиче. Вот уже второй год подряд Красноярск становится центром притяжения поклонников его творчества. И всё благодаря художественному руководителю и главному дирижёру Красноярского академического симфонического оркестра Владимиру Ланде. 24 января открывается второй фестиваль Шостаковича. О программе и звёздных гостях фестиваля Владимир Ланде рассказал krsk.aif.ru.

Пророк на все времена

Кристина Смурова, krsk.aif.ru: Владимир Борисович, почему именно Шостакович, какая связь между ним и Красноярском?

Владимир Ланде: Скорее между ним и моей семьёй. Дело в том, что мои бабушка и дедушка были знакомы с Дмитрием Дмитриевичем, так как тоже были музыкантами. А вот мама, Анна Леоновна, даже сидела за одной партой с его сыном Максимом в московской Центральной музыкальной школе. Я впервые увидел Шостаковича, будучи совсем маленьким. Конечно, трёхлетним мальчишкой не запомнил деталей, остались только общие ощущения. Для нашей семьи он был не чужим человеком, поэтому выбор композитора для фестиваля был не случаен.

– В одном из интервью вы назвали композитора пророком. Почему?

– Он был предвестником тех бурных и противоречивых времён, когда его музыка становилась не просто набором звуков, а живым откликом на тревоги эпохи. В его произведениях отражена судьба народа, мира, России. Он даёт некоторое понимание и сегодняшней ситуации, в которой мы живём, а также того, что было в прошлом с человечеством, понимание, что нас ждёт в будущем. Шостакович очень информативен. Послушав его, многие вещи понимаешь более ясно. Знаете, человечество во все времена любило пророков, но лишь тех, кто высказывал мысли с помощью слова. А вот если бы люди прислушались к тем, кто говорил при помощи кисти либо музыки, то информация была бы более полной.

– Поэтому для фестиваля выбрали такую программу? Пять концертов, и каждый раскрывает Шостаковича с новой стороны.

– В прошлом году темой стало 80-летие Великой Победы. В этом главные герои – друзья и оппоненты. Зрители услышат музыку из популярных кинофильмов, авторами которой стали Дмитрий Шостакович и его друг Исаак Дунаевский. А также знаменитое произведение его давнего оппонента Сергея Прокофьева «Петя и волк». Кстати, соперничество между музыкантами возникло благодаря Иосифу Сталину, который каждому из них обещал, что именно он станет первым композитором в Советском Союзе. Во многом благодаря этой конкурентной борьбе авторами были написаны гениальные музыкальные сочинения.

Сюрприз для зрителя

– Такие крупные культурные мероприятия не обходятся без приглашённых гостей. Кто в звёздном списке?

– Заслуженный артист России Александр Олешко. 25 января вместе с оркестром он сыграет в симфонической сказке «Петя и волк». Приятно был удивлён, с какой лёгкостью и энтузиазмом он принял приглашение. Могу отнести это к хорошей репутации не только Красноярска, но и самого произведения. В этой сказке синтез слов и музыки, интересный сюжет, который придётся по душе и взрослому, и ребёнку.

Также по доброй традиции будут вступительные слова и лекции, которые помогут более ёмко и детально понять музыку. Среди приглашённых спикеров заслуженный деятель искусств, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов, а также знакомая нашему постоянному зрителю профессор, доктор искусствоведения Надежда Маркарян из Санкт-Петербурга.

– Неожиданно! Слышала от ваших поклонников, что вы и сами неплохо ведёте концерты. Почему взялись за микрофон?

– Тридцать пять лет проработал за границей, и там это было привычным делом – общение с публикой. Причём слушатели говорили, что интересно услышать мысли дирижёра. Так как у меня есть начальное литературное и актёрское образование, с удовольствием справляюсь с этой задачей!  

– Особенно хотелось бы пояснений по Восьмой симфонии. Не боитесь браться за такие сложные произведения?

– Чтобы понимать Шостаковича, не нужно иметь музыкального образования или быть экспертом, достаточно просто слушать и слышать. Симфония № 8 так же доступна, как и музыка кино. Признаться, удивлён, что на его симфонии до сих пор не сняты фильмы. Ведь его музыка очень кинематографична. Но это и не удивительно, ведь в юности он работал в немом кино. У него особенное восприятие, мышление. Да и в целом именно он предопределил все законы написания музыки для фильмов.

Советую обязательно посмотреть фильмы Григория Козинцева «Король Лир» и «Гамлет», музыка для которых была написана Шостаковичем.  

Владимр Ланде: «Чтобы понимать Шостаковича, не нужно иметь музыкального образования или быть экспертом, достаточно просто слушать и слышать».
Владимр Ланде: «Чтобы понимать Шостаковича, не нужно иметь музыкального образования или быть экспертом, достаточно просто слушать и слышать». Фото: Красноярская краевая филармония/ Регина Лукашенко

Музыка и спорт

– Шостакович был заядлым футбольным фанатом. Даже говорили: «Где футбол, туда он и идёт». А что общего у спорта с музыкой?

– Многое! В 2016 году состоялась премьера уникального в масштабе страны экспериментального проекта концерт-шоу «Экстремальная классика». Она произвела фурор. Как раз в этом проекте мы наглядно показали связь между спортом и музыкой. Это и адреналин, и отличная физподготовка, дисциплина, постоянные тренировки, тонкое понимание своих целей и способов их достижения.

– Зачем спортсменам нужна хорошая физическая форма, понятно, но при чём музыканты?

– А вы попробуйте без подготовки отработать часа четыре на репетиции, а затем и двухчасовой концерт! Например, есть в оркестре духовики, которые без тренировки лёгких просто не смогут сыграть музыкальные фразы, ещё и с определённой скоростью. А ударники? Это тяжелейший физический и психологический труд.

– Наверняка и дирижёру несладко приходится. Как восстанавливаетесь?

– Ещё как несладко! Стараюсь заниматься спортом, люблю плавание, бадминтон. В студенчестве даже был чемпионом среди студентов Ленинграда по бадминтону. Но ещё важнее ментальное восстановление. Стараюсь высыпаться, переключать мысли. Правда, получается редко. Всё равно всегда включён в работу – это либо репетиции, либо изучаю партитуру, время написания произведения, биографию композитора.

Но лучше всего переключаться помогает семья. Сыну сейчас год и восемь месяцев, очень активный и любознательный. Вот недавно ходили на наш первый концерт «Иван Барабан в стране симфонии», так он пятьдесят минут без единого звука просидел. До сих пор вспоминает. К музыке проявляет большой интерес, чувствует ритм, а если увидит рояль, то непременно норовит поиграть! Даже дирижировать пытается.

– Хотели бы, чтобы он пошёл по вашим стопам и продолжил музыкальную династию Ланде?

– Пока рано об этом говорить. Но знаю, что такое профессия музыканта и какие побочные эффекты в ней есть. В музыке, как и в любом другом деле, требуется немало сил для достижения результата. Но мне интересно принять участие в воспитании сына как музыканта. Сначала нужно овладеть инструментом. Думаю, в нашем случае это будет фортепиано. А там увидим.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах